Сегодня на нашем сайте опубликована пара статей, в очередной раз напомнивших инвесторам о том, что при покупке того или иного актива, рискуя собственными деньгами, думать надо своей головой.
В
одном из текстов упоминается о понижении рейтинга ОАО
"РБК информационные системы" агентством Standard & Poor's. В ответ на это
котировки акций компании снизились, но данное снижение было меньшим, чем у
индекса ММВБ. То есть негативное на первый взгляд решение рейтингового агентства
никак не повлияло на покупательский спрос.
Второй текст посвящен рынку кредитных дефолтных свопов.
Любопытный факт: страховка по риску дефолта американского правительства
подорожала почти в 40 раз, а рейтинг этого заемщика ведущие рейтинговые
агентства как оценивали на высшем уровне, так и продолжают оценивать. В то же
время страховка от дефолта по суверенным долгам России подорожала всего в 10
раз. Но, несмотря на это, а также на то, что эти долги с лихвой обеспечены
международными резервами России, то же агентство Standard & Poor's срезало
суверенный рейтинг России, а заодно и многим нашим корпоративным заемщикам.
Возникает вопрос, кто более адекватен: торговцы кредитными дефолтными свопами
или авторы рейтинговых оценок?
Прошлым летом Ваш покорный слуга путешествовал с семьей на
автомобиле. Один из переездов пришелся на очень дождливый день. Дворники
работали с максимальной частотой, но видимость при этом все равно не превышала
15-20 метров. Моя жена на пассажирском сиденье подпрыгивала от страха за себя и
ребенка, а я невозмутимо вел машину, ориентируясь на габаритные огни мчащейся
впереди со скоростью за 100 км/ч фуры. "Там за рулем профессионал, - успокаивал
я свою половину. – Если впереди опасность, он вовремя на нее отреагирует".
Ближе к полуночи мы все же остановились на ночлег в
придорожной гостинице. За окном всю ночь проносились грузовики, но мы в этой
гонке уже не участвовали. На следующее утро наш четырехколесный друг помчал нас
по подсыхающей дороге. В первый же час пути нам попалось четыре перевернутых
фуры, две из них – дымящиеся в кювете, с обгорелыми тентами. Конечно, я выслушал
немало упреков в свой адрес, и выслушал бы еще больше, если бы не сидящий в
машине ребенок. К чему я это рассказываю?
В последние месяцы многие простые инвесторы побывали в роли
автолюбителя, мчащегося вслед за "профессионалом" по опасной дороге. Для многих
история закончилась гораздо печальнее, чем для нас в тот дождливый день. Счета
обнулились, многолетние накопления обратились в прах. А все потому, что для
инвестиционных решений люди пользовались только рекомендациями аналитиков. Более
консервативные инвесторы, вкладывающие средства в облигации, возможно, смотрели
и на рейтинги от уважаемых агентств. Эта тактика работала до поры до времени,
пока проблемы на финансовых рынках напоминали слабый дождик. Но когда случился
ураган, надежды на чужой ум не оправдались. Даже управляющие инвестиционными
фондами, называвшие себя профессионалами, в большинстве своем опростоволосились.
Проблема профессионального водителя в том, что он, как
правило, должен ехать в любое время суток и в любую погоду, чтобы приносить
прибыль. У профессионального управляющего и аналитика - похожее
положение. Любитель же может себе позволить остановиться и переждать
непогоду. Но лишь лучшие из инвесторов достаточно мудры, чтобы пользоваться этой
привилегией.
К сожалению, и мы, финансовые журналисты, недооценили
масштаб надвигающегося кризиса. Мало кто из нас может похвастаться, что
предсказал последствия кризиса в прошлом году или в начале нынешнего. Мы учимся
вместе с вами, дорогие читатели. Постараемся запомнить этот урок.
Александр Пирожков, шеф-редактор портала dpmoney.ru