Светлана Конеген: "Собачья площадка"

Комедия с кинологическим сюжетом от популярной телеведущей и ресторанного критика в интервью "Деловому Петербургу".

Светлана Конеген не появляется на публике без йоркширского
терьера Дуси. На встрече с читателями в петербургском Доме книги собачка
скандальной телеведущей играла особую роль. Дуся Конеген — заявленный автор
напечатанной "Издательством Оксаны Робски" книги "Собачья площадка",
сатирического описания жизни светской тусовки Москвы. Среди ее героев — наголо
обритый кобель породы бриар по кличке Федька, купающийся в волнах рекламной
славы, той-пуделек Фриска, шавка неопределенной породы Волочок, бишон-фриз
Биланка, далматин Ренатка и другие узнаваемые персонажи.
Зачем человеку, который дружит с Ильей Кабаковым и Владимиром
Сорокиным, потребовалось писать такую книгу?
С.К.: Культурное и социальное пространство, в котором мы с
вами живем, уже давно не подпадает под привычное деление на «высокую» и «низкую»
культуру, на массовое искусство и фундаментальное. На самом деле, мы с вами
живем в эпоху, когда все это бесконечным образом перемешано. Мы видим, как
деятели «высокой культуры» становятся заложниками гламурного, тусовочного
жизнепонимания — как и мы все. Поэтому я считаю, что сегодня все литературные
жанры имеют право на существование. Что касается книги «Собачья площадка», она
достаточно жестко высмеивает персонажей гламурной тусовки, в то же время это
забавный, ироничный текст. Для меня такой язык и такой способ мирописания
являются вполне естественными.
Если ваша книга — сатира, не слишком мелки ее объекты?
С.К.: Абсолютно не мелки! Если перипетиями их жизни живет
вся страна? Лично я совершенно не интересуюсь подробностями бытия Яны Рудковской
или Насти Волочковой. Эти люди — персонажи и герои того мира, в котором мы с
вами сегодня живем. Этот мир такой, хотим мы этого, или нет. Поэтому, для меня
лично нет никаких приоритетов — описывать Андрея Андреевича Вознесенского, или
Владимира Георгиевича Сорокина, который тоже мелькает в этой книжке, или Виктора
Ерофеева. Строго говоря, сегодня у их популярности нет никаких преимуществ, в
сравнении с популярностью Яны Рудковской. Для меня лично приоритеты существуют,
и мое отношение к первым трем гораздо более теплое, чем к идиотским персонажам
светской хроники. Но это моя личная позиция, а мир — он разный, у него разные
лица. И каждое из этих лиц имеет право на существование.
Вы сами принадлежите к светской тусовке?
Я вряд ли похожа на человека, обольщенного кем-то или чем-то, не так ли? Мой
взгляд крайне ядовит и вполне критичен, но, с другой стороны, я считаю, что
бессмысленно открещиваться от того, что происходит вокруг. Мы с вами — такие же
персонажи, как и какая-нибудь несчастная Янка Чернильница.
К сожалению, мир не похож на праздник светских
персонажей. Россия — бедная страна, большая часть
соотечественников выживает, а не живет.
С.К.: Извините, я по крайней мере раз в неделю посещаю
какую-нибудь Рублевку или Жуковку, что-то я там нищих не замечала! Мы не
будем сегодня с вами говорить о социальной несправедливости, потому что это
смешно. Смешно обсуждать эти вопросы в контексте моей книги. Защита прав
униженных и оскорбленных — не моя сфера. Я не вижу ничего ужасного в этом мире.
Мир был ужасен, и вместе с тем прекрасен всегда, на протяжении всей истории
человечества. Все зависит исключительно от избирательности вашего взгляда — мне
мир совсем не кажется ужасным. Он такой, каким должен быть.
Книжка написана от лица вашей собачки Дуси, и в конце речь идет
о смерти домашнего любимца. В западных странах становится модным клонировать
умерших домашних животных, чтобы не так сильно ощущать горечь потери. Как вы к
этому относитесь?
С.К.: Если вы хотите узнать, как я отношусь к клонированию —
да никак. Себя бы я клонировать точно не стала, но с домашними животными — это
вопрос совсем другой. Знаете, если бы у меня завалялась сотня-другая тысяч
долларов, я бы непременно это сделала. Я непременно позволила бы себе такую
шутку.
Много ли можно заработать на такой книге, как "Собачья площадка"?
С.К.: Книги вообще не приносят авторам больших доходов,
причем не только в нашей стране, но и на Западе. Если вокруг книги
разворачивается какой-то мощный издательский проект — это другой вопрос. А жить
только книжными доходами практически невозможно. Мне кажется, что у меня
настолько уникальный и самостоятельный язык — можно хорошо или плохо к нему
относиться, это не важно — но моя интонация абсолютно узнаваема. К тому же я
типичный графоман, всю жизнь пишу для телевидения, для радио, для глянцевых
изданий. Поэтому удовольствие написать книгу вместо меня я не собиралась и не
собираюсь доставлять никому. Я просто люблю писать, для меня это бесконечно
любимое занятие.
Собачка Дуся — эгоистка и индивидуалистка, не знающая личных
привязанностей. Вы действительно считаете, что талантливому человеку легче
реализовать себя, когда за плечами нет груза семьи?
С.К.: Талант — то, за что всегда приходится платить.
Талантливые люди обаятельны, притягательны, вокруг них вертится мир. Но многих
талант топит, тянет на дно. Все зависит от степени внутренней
дисциплинированности и трезвости. В любом случае, талант — это не рецепт
счастья. Скорее, это нечто, за что приходится нести ответственность.