Учителя и ученики: клавиатура судьбы

5 октября – день учителя. Встретить талантливого учителя – редкая удача, пишет концертмейстер Ольга Ермилова. Она рассказала нам про жизнь и судьбу своего преподавателя фортепиано, Ольги  Юрьевны Колоссовской.

– Я состоялась как достойный музыкант, у меня хорошая работа и счастливая жизнь, в которой Ольга Юрьевна занимает почетное место. Мы крепко дружим, часами болтаем по телефону. Она невероятная щеголиха и знает толк в дорогой косметике. В 78 лет продолжает преподавать, волшебным образом делая из слабых троечников отличных пианистов и лауреатов. Я постоянно ощущаю, что в долгу перед ней – никак не могу расплатиться за те потрясающе насыщенные дополнительные уроки, за которые Ольга Юрьевна никогда не брала денег.
Праправнучка декабриста
Ольга Колоссовская принадлежит древнейшему дворянскому роду Кашкины´х. Род пошел от грека Корбуши, который в 1473 году привез из Царьграда в Россию византийскую княжну Софью Палеолог для бракосочетания с великим московским князем Иваном III. Корбуша Кашки´н остался при русском дворе и практически все его потомки стали государственными деятелями.
Гаврила Кашки´н был сподвижником Петра I, причем, настолько близким, что император лично крестил его единственного сына. Крестник же Петра, Петр Гаврилович, проявил себя незаурядным воином, стал вице-адмиралом, а также выстроил в Петербурге первый наплавной мост через Неву — Исаакиевский. Были в роду Кашкиных воеводы и губернаторы, но особенно он знаменит декабристами: Сергей Кашки´н, братья Муравьевы-Апостолы, а также князь Евгений Оболенский состояли в близком кровном родстве.
Сын декабриста Сергея Кашкина – Николай, окончив Царскосельский лицей, увлекся революционными идеями М.В.Петрашевского, чей кружок посещал вместе с Достоевским. Как известно, петрашевцев схватили и приговорили к смерти. Им довелось пережить жестокую инсценировку казни, которая потрясла современников. Петрашевцев привезли на Семеновский плац (напротив ТЮЗа), прочли конфирмацию смертного приговора, переломили шпагу над головой дворян, и надели предсмертные рубахи. Кашкин стоял рядом с Достоевским. К каждому подошёл священник в чёрной ризе. Лидеров кружка – Петрашевского, Момбелли и Григорьева привязали к столбу, завязали им глаза. Офицер скомандовал: "Целься!"… Григорьев, который от восьмимесячного одиночного заключения несколько повредился в уме, в эти минуты совсем его лишился. Вдруг ударили отбой. Смертный приговор отменили, петрашевцев помиловали.
Кашкин был лишен дворянства и сослан рядовым в линейные батальоны на Кавказ. Позже дворянство ему вернули, он стал действительным статским советником и даже предводителем дворянства. У Николая родилась дочь Ольга, в честь которой позже и назвали мою учительницу. Серебряная ложечка бабки с вензелем ОК – Ольга Кашкина теперь лежит в сахарнице внучки – Ольги Колоссовской.
Ольга Кашкина вышла замуж за Евгения Былим-Клоссовского, известного в свое время помещика. Его уважали крестьяне. Более того, он дружил с Чеховым, который подолгу гостил в его имении Богимино.
Революция унизила это дворянское семейство: Колоссовских раскулачили, выгнали из дома, не позволив даже собрать вещи. Помещика посадили тюрьму, его младших детей отправили в детдом, а старшую дочь – будущую маму Ольги Юрьевны – поставили воспитателем. Мать Ольги Юрьевны так и осталась не приспособленной к жизни "дворяночкой". Высшего образования ей получить не разрешили из-за дворянского происхождения. Всю жизнь она берегла свои старые тетради с переписанными стихами – чужими и своими.
Ее муж, отец Ольги Юрьевны был талантливым ученым, конструктором. Работал на ленинградском металлическом заводе. В конце 30-х годов чудом избежал расстрела из-за доноса. Во время Великой Отечественной войны его изобретение – первая в мире стотысячная паровая турбина – оказалась спасительной для оборонной промышленности СССР. Ее установили на Урале, куда вскоре из блокадного Ленинграда эвакуировали и семью. Оле Колоссовской было 10 лет.
В эвакуации семья бедствовала. Отец, отвечавший за работу турбины, все силы отдавал работе и был страшно изможден. Однажды ему выдали 600 грамм сливочного масла. Он нес его домой, когда на него напали, сильно избили. Не думаю, что у него были силы защищаться, но, тем не менее, масло грабителям он не отдал.
В 1944 его вызвали в Москву и наградили сталинской премией 1 степени за науку. Через две недели он умер.
Другая линия рода Кашкиных развивалась в Москве, и больше по музыкальной части. Дмитрий Кашкин изобрел девятиструнную гитару, а его сын Николай известен как ведущий педагог Московской консерватории, а также друг и наставник Петра Чайковского. Видимо, именно от дальних родственников Ольга Колоссовская и унаследовала любовь к музыке.
В раннем детстве Оли не было телевизоров, и она с обожанием слушала классическую музыку по радио. "Травиата" вызывала у ребенка море слез, а "Кармен" будоражила так, что осталась любимой оперой на всю жизнь. Более того, если по улице двигалась похоронная процессия с оркестром, Оля бежала следом до самого кладбища – слушала музыку.
Поступление в музыкальную школу родителями не обсуждалось. Будучи в эвакуации, Оля ездила с концертами по госпиталям, ее выступления транслировались по радио. Вернувшись в Ленинград, с отличием закончила Консерваторию. Учителем Ольги был Самарий Ильич Савшинский, знаменитый профессор, которого она всегда вспоминает с восхищением. "Он учил меня музыке, а научил жизни", - говорит она. Как ни странно, но то же самое я могу сказать теперь об Ольге Юрьевне.
Я пришла к ней отличницей после музыкальной школы. Играла хорошо, но на импульсе, на чувствах, не зная всех секретов мастерства. Меня мучила горечь недовольства собой – несовершенные пальцы не могли выразить то грандиозное звучание, которое я ощущала внутри. Это заставляло страдать. Ольга Юрьевна же научила меня тончайшему искусству особого прикосновения к клавишам – пианизму. Я словно сроднилась с инструментом.
Тут же начался большой прогресс, пришли виртуозность и победы на конкурсах. Я становилась профессионалом и добивалась того, о чем даже не мечтала. Сама учеба доставляла мне неописуемое наслаждение. Ольга Юрьевна очень бережно относилась к моему внутреннему миру, всегда точно подбирая для меня подходящий репертуар. Она доверяла мне сложнейшие произведения, с которыми я, неожиданно для себя, справлялась. "Преодолевая трудности, мы растем", - улыбалась она.
Ольга Юрьевна всю жизнь прожила в коммунальной квартире. Ей катастрофически не везло с соседями. В ее комнате, на старинном рояле мы играли Шопена, а за дверью гремел густой неутихающий мат – в квартиру периодически поселяли освободившихся зэков. Ее обворовывали, оскорбляли, над ней глумились, запирая на ночь в ванной. Ей раздробили мизинец левой руки, в бешенстве прищемив палец дверью. Она перенесла две операции, но палец остался изуродованным, что для нее, как пианистки, подобно инвалидности. Так она живет – страшно одинокая, талантливая и гордая, не позволяя себе ни жалоб, ни упреков.
Ей 78 лет. Она продолжает работать в музыкально-педагогическом колледже №3. Одна из последних приверженцев классической старой школы. К сожалению, сегодня опыт и талант не в чести. От пожилых педагогов, при всей их работоспособности, стремятся поскорее избавиться молодые директора. Это грозит и Ольге Юрьевне. Несмотря на высокое качество преподавания и победы ее даровитых учеников, с ней в любой момент могут поступить несправедливо.
Недавно Ольга Юрьевна получила почетное приглашение в дорогой ресторан на некую презентацию. Гостям после ужина преподнесли подарок – выпустили экзотических бабочек, которых все присутствующие бросились весело ловить. Ольга Юрьевна скромно замерла у стенки – не по возрасту ей прыгать по стульям. Вдруг крупная пестрая бабочка сама села ей на плечо. Ольга Юрьевна попыталась ее отодрать, но бабочка намертво вцепилась в платье своими ножками-крючками. Ей сказали: "Забирайте бабочку себе, она вас выбрала", и жизнь насекомому предрекали короткую – максимум две недели. Прошло три месяца. Бабочка жива. Ольга Юрьевна кормит ее медом, растворенным в воде, и греет под настольной лампой, когда отключают отопление.
Ольга Ермилова, благодарная ученица, концертмейстер Академии Русского балета им. Вагановой, концертмейстер мужского балета В. Михайловского.