В последние недели Абхазия, наряду с Южной Осетией, в заголовках новостей. Говоря о геополитике, впрочем, очень мало сообщают о людях, живущих в этой республики, об абхазской диаспоре в России и в Петербурге в частности. Мы постараемся восполнить этот пробел.
Джонуа Мурман Владимирович - глава абхазской диаспоры в
Петербурге.
Сегодня в Петербурге проживает более девятисот абхазцев. Со всеми лично я не
знаком, но со многими поддерживаю хорошие отношения. В основном мои земляки
занимаются нужными, благородными делами в различных отраслях, а праздно
болтающихся наберется немного, может, человек десять из всех.
В память абхазцев, погибших на Ленинградском фронте и во время блокады,
недавно была открыта стела на Пискаревском кладбище. На открытие был приглашен
Ануа Владимир Нестерович, который воевал на Невском пятачке с отцом Владимира
Путина. Также в Светогорске установлен памятник абхазцам – героям Великой
Отечественной войны, этот город стал побратимом абхазского города Ачандара.
При Петербургском Доме национальностей мы открыли Абхазскую воскресную школу
для детей, где они изучают абхазский язык и литературу.
Рады будем видеть у себя всех петербургских абхазцев, приглашаем их к
общению, объединению, а также празднованию национальных праздников. Особенно мы
любим Новый год и Пасху.
Мужчины Абхазии являются хранителями традиций. Традиции и обычаи Апсуары
выступали регуляторами взаимоотношений между людьми даже при чрезвычайных
обстоятельствах, которые служили своего рода проверочными экзаменами стойкости и
положительного значения традиций. Даже такой жесткий закон обычая, как кровная
месть (который сейчас не актуален), не освобождал от обязанности уважительного
отношения к человеку, особенно к гостю, а также к пострадавшему и униженному,
чтобы максимально пощадить его оскорбленное самолюбие, лишний раз не задеть его
человеческого достоинства.
"Врага убей по совести",– гласит абхазская пословица. Вековой традицией были
четко определены принципы взаимоотношений между противоборствующими сторонами,
победителями и поверженными, включая грубо нарушивших традицию гостей. Враги
должны были также придерживаться некоторых Обязательных неписаных правил.
Так, если обидчик где-нибудь случайно встречал обиженного, то он не мог
первым напасть, а вправе был только обороняться, обязан был уступать ему дорогу,
а в людных местах или в доме у постороннего должен был тотчас же уходить, как
только покажется обиженный. При встрече врагов право первого выстрела
принадлежало обиженному, причем убийца был обязан привести в порядок убитого,
накрыть его буркой, сообщить родственникам вовремя о его судьбе, чтобы уберечь
труп от зверей и т. п.
Противнику мстили явно и тайно, как позволяли обстоятельства. Но убийство
из-за угла считалось недостойным. Имело значение и употребляемое оружие.
Например, убийство палкою считалось для родственников битого более тяжким
оскорблением, нежели убийство огнестрельным оружием, кинжалом или саблей. Более
того, если противник не был готов к отражению нападения, в частности, застигнут
врасплох невооруженным, стрелять в него не полагалось.
Кстати, японцы, взявшись за создание общеевропейской конституции, включили в
нее ряд пунктов из абхазской Апсуары.