Официальный объем просроченной задолженности по кредитам физических лиц, зафиксированного Банком России на 1 апреля, составил 110,5 млрд рублей. Из них коллекторы на июнь 2008 года в целом по России обслуживали около 40 млрд рублей. Аналитики полагают, что банки будут все чаще обращаться в коллекторские агентства и доля эта значительно вырастет.
Коллектор (от англ. collect – собирать) – в нашем
случае это официальная организация или человек, которые собирают чужие долги и
берут на себя переговоры кредитора и должника по возврату средств, опираясь на
законные методы. На Западе коллекторские агентства появились еще в начале века.
У нас – только в 2004 году. По-русски говоря – это мытари.
В представлении обывателей коллекторы – это нечто сродни
"сборщикам долгов" 90-х с присущими тем временам методами взыскания денег.
Однако современные коллекторы – люди не только весьма серьезные, но и
совершенные законники. А их рабочие инструменты – не утюг и бейсбольная бита,
как многие полагают до сих пор, а телефон, компьютер с базами данных, повестка в
суд и исполнительный лист.
Рынок
Аналитики прогнозируют как минимум двукратное увеличение
передаваемых коллекторам пакетов долгов еще на протяжении ближайших трех
лет.
Читайте также:
Банкиры выбрали сайт для продажи заложенного имущества
Еще в 2006 году в Петербурге было только одно местное
коллекторское агентство и не более пяти представительств федеральных. По данным
Генерального директора Центра развития коллекторства, кандидата юридических
наук, председателя Научно-консультационного совета Балтийского коллекторского
агентства Дмитрия Жданухина, в Петербурге в настоящее время действуют около
десятка местных агентств и более 20 представительств межрегиональных и
федеральных агентств.
В долгосрочной перспективе рынок сбора долгов
приобретет четко структурированную форму – останется не более двух десятков
федеральных коллекторских агентств, работающих на всей территории РФ. Кроме
того, будет около сотни межрегиональных (работающих в 3–15 субъектах РФ) и
тысячи региональных (работающих в одном-двух субъектах или даже в одном
населенном пункте).
Наиболее рискованными с точки зрения невозвращения догов
традиционно считаются направления розничного кредитования, прежде всего
экспресс- и пост-кредитование в силу отсутствия достаточного времени на проверку
заемщика, а также эффективных скоринговых систем.
Автокредитование и ипотека – пока менее рискованный
сегмент, хотя в автокредитовании имеет место большая доля мошеннических
операций. Невозвраты здесь могут вырасти еще и в связи с начинающимся
экономическим кризисом, который рано или поздно коснется доходов физических лиц.
Крупнейшими и сильнейшими в Петербурге являются
Коллекторское агентство Центр ЮСБ, Балтийское коллекторское агентство, отделения
агентств "Пристав", "Секвойя Кредит Консолидейшн", ФАСП и др.
Технология
Технология работы "белых" коллекторов (а есть еще и
"черные", применяющие криминальные методы воздействия), включает
последовательность методов воздействия на недобросовестных должников.
Как рассказал dp.ru председатель совета директоров
коллекторского агентства "Центр ЮСБ" Александр Федоров, сборщики долгов работают
по методу общественно-государственного принуждения. "В нашей работе мы
используем все возможные способы и обязательно действуем в рамках закона. Наши
помощники: родственники, сослуживцы, приставы, участковые милиционеры, судейские
работники, – говорит он. – Мы всегда предлагаем должнику выбор и
рассказываем, что мы будем делать дальше".
А что дальше? Собственно, после установления контакта
"белые" коллекторы дают время, чтобы человек определился со своим отношением к
долгу. Как правило, это не более суток, а вот потом возможны варианты. "Каждое
наше действие может быть изначально достаточным, какие-то этапы воздействия
могут быть пропущены, но обязательно сохраняется последовательность", –
объясняет принципы своей работы Александр Федоров.
Следует еще один звонок, и если человек не сообщает о
готовности платить в ближайшее время, то коллекторы организуют встречу с
должником, где пытаются еще раз убедить его.
Затем, в случае отказа от сотрудничества – направление
претензионных писем. Письма могут быть направлены на все известные адреса,
включая и место работы должника.
Если это не действует – следует обращение в суд и уже
на те же самые адреса начинают приходить повестки из суда, что само по себе
неприятно. В случае, когда суд выносит конкретное решение – обращение в службу
судебных приставов, с которыми коллекторы приходят в дом должника.
Наконец, последнее и самое кардинальное средство – заявление
в правоохранительные органы, когда имеются основания для возбуждения уголовного
дела. Это может быть сделано и сразу, вместо гражданско-правового преследования.
Очень часто этот этап заканчивается реальным приговором или выплатой денег.
По словам Дмитрия Жданухина, коллекторы могут и выступить в
роли консультантов. Неплательщикам объясняют, как заплатить и откуда взять
деньги для этого.
Суммы и зарплаты
Чаще всего коллекторские агентства берутся за вызволение
долгов от 25 тыс. рублей, однако, как утверждает исполнительный
директор Центра ЮСБ СЗ Алексей Васильев, при работе с потребительскими
кредитами сумма может быть любой. "Все зависит от договоренностей с банком.
Самую маленькую сумму мы взыскали 37 рублей 15 копеек. Самую большую – почти $2
млн", – утверждает он.
Процент вознаграждения в агентствах зависит от количества
дней просрочки. Максимальный процент – если прошел срок исковой давности. В
таком случае коллекторы берут более 30%. Если же банковский долг с просрочкой не
более 90 дней, ставка – 15%.
В случае просрочки менее 5 дней и в зависимости от вида
кредита, ставка вознаграждения варьируется от 0,5 до 2%. Но таких задолженностей
банки передают очень мало – в основном у них есть свои службы коллекции, которые
занимаются работой с долгами до 90 дней. По основным видам передаваемых долгов
коллекторы оставляют себе от 15 до 30%.
Это определяет и зарплаты коллекторов. По словам
исполнительного директора коллекторского агентства "ЮСБ Северо-Запад" Алексея
Васильева, его сотрудники с опытом работы хотя бы от года получают минимум 25–35
тыс. рублей. "Вообще-то все зависит от выполнения плана взысканий. Больше
всего зарабатывают коллекторы, занимающиеся взысканием долгов за
автомобили. Лучшие сотрудники в лучшие по возвратам месяцы могут
зарабатывать до 250 тыс. рублей. Если коллектор не исполняет план – его
увольняют за профнепригодность", – говорит он
Кадры
По вполне понятным причинам, в агентства такого рода
принимаются люди с каким-либо опытом работы. Это прежде всего бывшие сотрудники
правоохранительных органов (МВД, ФСБ), офицеры вооруженных сил, бывшие судебные
приставы-исполнители, юристы, работники банковских служб взыскания.
У многих из них есть опыт оперативно-розыскной работы и
навыки, позволяющие не только установить место нахождения должника, но и
провести с ним соответствующую разъяснительную работу.
Для этого в штаты многих коллекторских агентств включены
психологи. Только они работают не с должниками, а с сотрудниками. Консультируют
по психотипам должников. По словам Дмитрия Жданухина, в работе коллекторов часто
используются специальные психотехники. "Это "трехшаговая работа с агрессией",
"телефонное расследование", "одолжение", "провокация возврата", –
рассказывает он. По сути каждая из этих техник есть форма психологического
давления с целью получения денег.
Кроме того, психологи учат в необходимых случаях отключаться
от стрессовых ситуаций и т. д. Вообще, сотрудники должны обладать полной
стрессоустойчивостью, уметь переключаться на работу и выключать эмоции – это
связано с тем, что во многих случаях их работа носит ярко выраженный конфликтный
характер.
Руководители коллекторских агентств, говорят, что на данный
момент имеется большая потребность в специалистах, поскольку растут объемы
долгов. В преддверии надвигающегося кризиса это становится еще более
актуально.
Информация
Методы сбора информации "белых" коллекторов не составляют
секрета. "Мы используем два способа сбора – самостоятельный из открытых
источников и с привлечением лицензированных организаций типа детективных
агентств", – говорит Александр Федоров.
Открытые источники – это специальные базы данных, в том
числе используемые журналистами ("Спарк-Интерфакс", "Интегрум" и т. д.). В
определенных случаях для поиска контактных используются социальные сети.
"Для сбора информации по конкретным должникам мы
сотрудничаем на договорных началах с детективами, имеющими специальную лицензию,
– говорит Федоров. – Также помогают официальные запросы (от судебных
органов или приставов-исполнителей по нашей просьбе) в соответствующие органы,
обладающие информацией".
Как рассказали dp.ru на условиях анонимности работники
одного из коллекторских агентств Москвы, не все так просто. "Конечно, в работе,
помогают связи на старом месте. Почти все мы оперативники со стажем и бывшие
коллеги за небольшие деньги или по доброте душевной дают нам какую-то
информацию, – говорит один из коллекторов. – По возможности мы пользуемся
помощью бывших коллег, милицейскими базами данных физических и юридических лиц,
базами налоговиков и сотовых компаний, и ни для кого это не секрет".
Тот же источник сообщил, что существует и обмен информацией
на взаимовыгодной основе между сборщиками долгов и работниками
правоохранительных органов, особенно, когда проводится расследование какого-либо
уголовного дела.
"Никто это особенно не афиширует, и подтверждать официально
не станет, но это есть и никуда не денешься", – считает источник.
В большинстве агентств работа с юрлицами существенно
отличается от работы с частниками. Сотрудник коллекторского агентства, который
занимается взысканием долга по кредиту с физического лица, в большом агентстве
не допускается до работы с коммерческими долгами.
"По-черному"
Коллекторский рынок цивилизуется и приобретает законный
характер. Крупные агентства имеют средства и возможности "вытаскивать" долги
легальными средствами. Однако часто набор этих средств оказывается
недостаточным.
"В сущности наша цель, – говорит сотрудник одного из
московских коллекторских агентств, в прошлом работник милиции, – создать такие
условия, при которых неплательщику проще отдать долг, чем скрываться, и здесь мы
используем различные средства, иногда на грани фола".
Кроме психологического давления на должника и его окружение
при помощи звонков и писем, используются и не совсем законные методы. "Один наш
объект, задолжавший банку весьма крупную сумму, вел себя весьма нахально, он был
уверен в своей безнаказанности и тогда мы устроили ему массу мелких
неприятностей". На протяжении нескольких недель в машине должника несколько раз
прокалывали шины. "Мы показали, что знаем где он скрывается и что помним о нем",
– говорит источник.
Неплательщику устроили задержание при помощи сотрудников
милиции по подозрению в торговле наркотиками. В результате он предпочел
избавиться от такого пристального внимания.
Еще одному клиенту, который никак не хотел впускать к себе
домой коллекторов, залили в замок капитальной металлической двери эпоксидную
смолу. "Он сам снял дверь, а тут и мы появились", – говорит коллектор.
Существует группа и совсем криминальных сборщиков долгов,
которых вполне можно назвать бандитами. Эти люди чаще всего занимаются
выколачиванием неофициальных кредитов, выданных частными лицами частным же
лицам. И здесь технология действий весьма схожа с той, которую использовали в
90-е годы.
"Черные коллекторы будут всегда, они, как правило, не
берутся за долги менее нескольких сотен тысяч долларов", – утверждает Александр
Федоров.
Одно из нашумевших похищений двухлетней давности самым
непосредственным образом связано с неурегулированной долговой проблемой. Так что
важно не только вовремя отдавать долги, но и понимать, у кого вы берете кредит и
что может последовать, если при форсмажорных обстоятельствах вы не сможете
отдать деньги вовремя. Иначе в ход могут пойти бейсбольные биты.
Здесь тоже есть интесный нюанс. По словам Дмитрия
Жданухина, "утюги и пальники – полезный для КА стереотип. Как я говорю на
семинарах, мы не используем утюги и паяльники, но используем мифы об
утюгах и паяльниках", – делится своим опытом Жданухин. По его информации, сейчас
чаще на грани фола сопротивляются должники, хотя таких случаев и немного.
Типы должников
Коллекторы четко выделяют несколько типов должников. В
частности, в коллекторском агентстве "ЮКФ "Август" существует такая
классификация:
Первый тип – "паникер", вновь и вновь занимающий средства,
чтобы расплатиться с накопившимися долгами; он неспособен правильно определять
приоритеты и последовательность в сроках погашения задолженности, в результате
чего еще больше запутывается.
Второй тип – "плакальщик". Сначала отрицает сам факт наличия
долга, а затем начинает плакаться, искать смягчающие обстоятельства,
перекладывать вину на кредиторов, компании по сбору долгов.
Третий тип – "рационалист". Признает наличие долгов, хорошо
планирует размеры и сроки погашения просроченной задолженности, точно следует
графикам погашения, легко и уверенно составляет схемы погашения долга.
Четвертый тип – "мошенник". Сознательно идет на обман и не
собирается отдавать долги добровольно.