В последние недели Абхазия, наряду с Южной Осетией, в заголовках новостей. Говоря о геополитике, впрочем, очень мало сообщают о людях, живущих в этой республики, об абхазской диаспоре в России и в Петербурге в частности. Мы постараемся восполнить этот пробел.
Сергей Шоликович Тания - уроженец Пицунды. Он хирург,
кандидат медицинских наук. Окончил Военно-медицинскую академию. Заведует
отделением петербургского НИИ Скорой помощи им. Джанелидзе.
Во время абхазо-грузинского конфликта он лечил раненых в Новом Афоне, в
древнем монастыре. Этот уникальный монастырь во время войны начала 90-х
регулярно бомбили, невзирая на святость места и медицинский красный крест. Во
время войны в Сухуме погиб национальный архив Абхазии.
Неужели все документы погибли?
Из архива – все. Но тысячелетняя история от этого не изменилась.
Из архива – все. Но тысячелетняя история от этого не изменилась.
Кто еще воевал на вашей стороне?
Казачество, Северный Кавказ, чеченцы, и русские, конечно. Защищать Абхазию
приезжали ребята, которые раньше у нас отдыхали, с нами выросли – из
Новосибирска, Екатеринбурга, Петербурга, Москвы. Они ехали на подмогу, делая
вид, что едут на курорт. На границе "отдыхающих" тормозили: "Какой отдых! Там –
война!". Но они все равно пробирались через кордоны и попадали в Гагры, где
стояли грузинские войска. Многих из них там схватили и расстреляли.
Потом помощь пошла уже через перевал, из Ростовского, Краснодарского края,
которые здорово нас поддержали и медициной, и психологически. Ростов с
Краснодаром до сих пор проявляют заботу, оставляя для абхазской молодежи
бесплатные места в своих институтах.
Я слышала в Сухуме, как один старик по имени Джафар сказал: "На войне
должны воевать старики. Они жизнь уже прожили. А их сыновья должны дома строить,
богатство наживать, детей растить, жен оберегать, и только если их отцов убьют,
идти на войну. Потому что, если молодых мужчин на войне убьют, зачем старикам
жить?"
Старики, может, и готовы воевать, но война в горах – не для пожилых людей.
Горные перевалы, ношение тяжелого оружия, боеприпасов, преодоление водных
преград – старикам это уже не под силу. Старики у нас составляют Совет
старейшин, который решает сложные вопросы судьбы Абхазии в целом. Есть фамильные
советы старейшин, ведущие родовые дела. Издревле принято старейшинам собираться
в лихие времена и выносить судьбоносное решение. В этой войне они также сказали
свое слово: "Выводите сынов, чтоб они воевали, кто как может. Иначе нам жизни
все равно не будет, народ истребят".
Но при этом был принят закон, что если в семье всего один мальчик, он может
не воевать. Чтоб его род сохранился. Закон существовал до конца войны, но им
почти никто не воспользовался, и много единственных детей погибло.
Расскажите, пожалуйста, про Абхазию.
С давних времен Абхазия назвалась "Апсны", что значит "Страна души". В
принципе, так оно и есть, я считаю, это очень правильное название, соответствует
истине. И несмотря на то, что война немного огрубила наш народ, абхазец по
природе своей – душевный человек, умеющий по-настоящему любить. Сильно любит
родину и людей в принципе. Человеколюбие у него в крови.
Мы никогда не осуществляли никаких набегов, не насиловали женщин, не рушили
цивилизации, не угоняли людей в рабство. Наоборот, наша страна с открытой душой
принимает каждого, кто без меча к ней идет. Кто же с мечом явится, того абхазы
ни за что не пустят. А куда нам отступать? Куда уходить? Если ты знаешь, что за
тобой уже только жена, дети, неприступные горы и море, значит, будешь стоять,
пока не умрешь. Умрешь – другой на твое место встанет. Если есть, кому встать. А
если некому, значит, такая судьба.
Народ у нас сдаваться не привык, великих войн мы не проигрывали. Абхазия
никогда не была полностью покорена, несмотря на постоянные захватнические
набеги. Сколько в древности было персидских нашествий! Но как только
неприятельские войска доходили до стен Анакопии, древней столицы Абхазии, то
всё, их останавливали. Хотя персы и турки присылали громадные войска по 60, 80
тысяч воинов, которым на маленькой абхазской территории и разместиться-то негде.
В наших сказках, летописях писали, что когда враги подходили к городу, глаза
дозорных видели только бесконечные, бесконечные шлемы. Я думаю, что так могло
быть в действительности, потому что арабы всегда воевали с размахом, не жалея
сил. А вот об Анакопию спотыкались. Наш секрет не в сверхъестественном чуде, а в
горной местности и климате-союзнике, который ударял по чужакам малярией и
дефицитом воды. Измотанный болезнями противник отступал. Но абхазцы при этом от
всего сердца молились всем богам.
С богами у абхазцев очень своеобразные отношения. Агрессивных религиозных
фанатиков у нас никогда не было. Народ относится к вере крайне терпимо, очень
естественно, никого не ущемляя. И сейчас в одной семье могут одинаково сердечно
праздновать христианские праздники, мусульманские и языческие – для того, чтобы
никого не обидеть. В Абхазии искренне уважают богов самих по себе, и не видят
противоречия в религиях.
Раньше у каждой семьи был какой-то свой родовой бог. В наши дни в лесах еще
встречаются языческие святилища и жрецы, к которым народ приходит за советом, за
высшим судом. Несмотря на то, что Абхазия первой на Кавказе познакомилась с
христианством, приняла его гораздо раньше России и в целом считается
христианской страной.
Об абхазском гостеприимстве ходят легенды…
Гостеприимство для Абхазии – серьезный закон. Хозяин ради гостя готов терпеть
личные неудобства. Также принято проводить руками вокруг лица гостя со словами:
"Чтоб твои беды и несчастья легли на мою голову", помню, моя бабка так все время
делала. Но чтобы наглядно показать все особенности абхазского гостеприимства,
расскажу историю, описанную в книге Фазиля Искандера.
…Поздней ночью в один абхазский дом заскочил какой-то джигит и попросил
пристанища. "Я был гостем на свадьбе, - сказал он хозяину, - там вышла ссора с
другим гостем, и я убил его. Сейчас меня ищут – что мне делать?". Хозяин
ответил: "Раз ты мой гость, я должен тебе помочь, и я помогу. Ночью выведу
дворами, ты уйдешь". Накормил его и спрятал на чердаке. Тут подъехали друзья его
сына, который тоже был на свадьбе: "Отец, так случилось, что твоего сына убил в
ссоре один джигит. Мы его ищем. Не видел ли ты его?". Он говорит: "Нет, не
видел. Если увижу, обязательно скажу". Джигит все это слышал. Когда хозяин
поднялся на чердак, он его спросил: "Что ты теперь со мной сделаешь? Я в твоих
руках". Хозяин ответил: "К гостю отношение не меняется, а судьба есть судьба.
Сына мне уже не вернуть". Ночью он его вывел, и спас гостю жизнь. Такой элемент
есть у нас до сих пор.
Апсуара – это свод неписаных нравственных законов Абхазии,
составленный с незапамятных времен. В буквальном переводе Апсуара означает
"абхазскость". Апсуару признают духовным стержнем вашей нации. В наши дни эти
законы соблюдаются?
После войны, конечно, авторитет устоев слегка пошатнулся. По причине войны
молодежь стала предъявлять старикам определенные претензии, немного отбилась от
рук. Понятия чести и достоинства не так акцентировались. Но когда бунтари
выросли, то в процессе своей жизни осознали необходимость сохранения обычаев.
Потому что традиции изнутри организовывают народ в сплоченное единство.
Традициям надо учить, чтобы не потерять корень общения между собой, чтобы,
банально, не стать вором, убийцей, чтобы не спиться. Это как кристаллическая
решетка, удерживающая личность от деградации и распада. Соблюдая правила,
человек приучается быть человеком. Тренирует себя.
Правил, традиций у нас очень много, они касаются всех важных событий
человеческой жизни, им обучают с раннего детства. И это здорово работает.
Например, в каждом селении отношения между фамилиями очень четко распределены,
по парам. Если у одной семьи с такой-то фамилией случается беда, то другая семья
другой фамилии берет на себя все бытовые заботы и хлопоты (не финансовые).
Например, полностью готовит поминки, или свадебные столы (а свадьбы в Абхазии
большие), освобождая парную себе семью от работ. Чтобы люди могли всецело
предаться или горю, или радости.
Так издавна было заведено, и когда сейчас рождаются дети, им говорят – в
случае беды эта семья нам поможет, а мы поможем ей. Причем семьи выбирались не
родственные, и народ понимал, что так нужно. Потому что если завтра у тебя
случится беда, что в принципе неизбежно, и ты будешь разбит горем, а тебе
помогут – вот тогда ты поймешь, что это такое. Поэтому в плане взаимопомощи у
абхазцев проблем никогда не было.
Никакого насилия в смысле традиций нет. Хотя к выполнению основных обычаев
народ относился всегда настолько серьезно, что родилась пословица: "Если б у
абхазцев жил на луне родственник и помер бы, они б точно туда долетели, на
поминки".
Мой старший двоюродный брат говорил когда-то: "Если ты хочешь помочь
человеку, то помоги ему, и не обязательно деньгами – дело не в деньгах. Ты
просто встань рядом в его тяжелое время и скажи: "Чем я могу тебе помочь?" Чтобы
он почувствовал твое плечо. Может, ему просто надо дров нарубить – плохо ему,
сам не может".
Абхазию называют райским уголком. Там особые климатические условия.
Высокие горы создают своеобразный щит, отбрасывающий циклоны и шторма обратно в
море.
Климат субтропический и очень непростой. Дело в том, что в Абхазии раньше
было много болот, источавших малярию. Российская Империя вложила в развитие
курортов много средств. В то время как Грузия не прилагала никаких усилий.
Например, был такой принц Ольденбургский, приближенный к русскому императору, он
полюбил Гагры и не жалел ни денег, ни сил. Провел там водопровод, сделал систему
своеобразного орошения, открыл непосредственно курорт Гагры (в противовес
Ницце), построил там себе дворец.
Пицундой же занялся опальный купец Игумнов. В свое время он был богат и
дерзок настолько, что выстелил полы танцевального зала золотыми червонцами,
ликом царя кверху. Естественно, его сослали в страшное малярийное место – в
Пицунду, куда царское правительство традиционно отправляло ненадежных подданных.
Ссыльный приехал, осмотрелся, изучил климатический вопрос и… осушил болота –
насажал везде эвкалиптов, болотных кипарисов, построил себе маленький дворец и
зажил очень хорошо. После того, как появились эти растения, климат начал
радикально меняться, и теперь Пицунда – отличный курорт, где есть заповедник
реликтовых сосен, земляничных деревьев и самшита.