Абхазы в Петербурге: Виктор Колесников

Автор фото: А. Суханова

В последние недели Абхазия, наряду с Южной Осетией, в заголовках новостей. Говоря о геополитике, впрочем, очень мало сообщают о людях, живущих в этой республики, об абхазской диаспоре в России и в Петербурге в частности. Мы постараемся восполнить этот пробел.  

Братьев-близнецов Колесниковых называют гордостью Абхазии. Родились они в городе Гудаута, в семье потомственных казаков, перебравшихся в Абхазию в начале 30-х годов. Владимир Ильич Колесников уже много лет работает в Москве, занимая высокие должности: был заместителем министра МВД РФ, заместителем генерального прокурора РФ, помощником министра юстиции РФ.
Его брат Виктор Ильич Колесников трудится в Петербурге. Закончил юридический факультет СПбГУ, работал главой Выборгского района города. Человек невероятно живой и колоритный. Обожает свою родную Абхазию и бывает там регулярно.
Виктор Ильич, какие качества наиболее характерны для абхазского народа?
У абхазцев есть очень важное, определяющее их натуру слово – "цхащероуп", что означает "стыдно", "неудобно". Детей с малолетства приучают понимать, какие поступки нежелательны, непозволительны. Если абхазцу неловко что-то сделать, он лучше этого не сделает, даже если будет прав. Как же часто это искреннее желание никого не обидеть оборачивалось против них! Очень добрые, теплые люди – красивейший, гордый народ. Искренни как дети, добросердечны, участливы, гостеприимны. Самые хорошие эпитеты в их адрес.
Более того, у абхазцев есть то, о чем мы, россияне, иногда забываем. Это внутренняя собранность и глубоко спокойное, с улыбкой, но очень уважительное к себе отношение. В каждом абхазце развита мощная мужская суть, внутренний стержень, сломать который попытаться может и можно, но согнуть – не получится. Гнуть их я никому не советую, потому что нельзя играться с ядерной силой, великолепно контролируемой. За это я всегда уважал абхазских мужчин.
Каков абхазский мужчина?
Во-первых, у него есть чувство собственного достоинства, внутренний стержень, прекрасная голова, душа, благородное сердце, глубочайшее знание традиций, уважение и любовь к своей культуре, обычаям, уважение к традициям других народов и любовь к людям. Стержень в мужчине подразумевает его целостную личность, последовательную, волевую. Он знает свой долг, предназначение, и живет с постоянным осознанием того, что он мужчина, не снижая для себя эту планку. Жаль только, что таких мужчин скоро занесут в Красную книгу.
Мужчину нельзя ломать. И напрасно наши матери заставляют: "Эй, сынуля, давай-ка, кухню мой, посуду мой, шваброй маши"… Я не сторонник таких методов. Сегодня своего сына мать третирует, а завтра его жена начнет гонять. Хотя в писании мудро написано: "Да убоится жена мужа своего!" Но как такого мужа можно убояться, если там и взяться-то не за что, он обтекаемый весь, мягонький, ничего мужского в нем нет! Например, я – мужчина, могу сам приготовить пищу, и каждый абхазец может, мясо мужчина всегда вкуснее делает, но! Тарелку я мыть не буду, и стирать не буду. Это не моя кафедра.
Мужчина – воин, добытчик, муж. Глава семьи. Командир, одним словом. Расскажу случай: шли 50-е годы, мои родители очень скромно жили. Отец калоши носил, и как-то вернулся домой поздней ночью с гостями, и в одной калоше. Жена ему говорит: "Ты калош где-то потерял". Знаете, что он ей сказал? Он сказал: "Что ж ты за хозяйка такая, раз за этим проследить не можешь!" Все, отрезал без оправданий. Хотя калош был в хозяйстве не лишний. Но мать моя до смерти его слова с гордостью вспоминала, с глубочайшим уважением.
Благодаря практичности, женщины часто бывают правы в семейных делах, но я считаю, что если случился какой-то спор, мужчина все равно должен настоять на своем, а потом, дня через два, приласкать жену: "Ты у меня молодчина, права была". Но первоначально свой авторитет отстоять должен. Потому что я понял вот какую штуку – женщины в совместной жизни занимаются "ползучей аннексией", отвоевывая себе Рубикон за Рубиконом. Нормальный мужчина понаблюдает, позволит ей два-три окопа забрать, а потом скажет: "А ну-ка, назад!", и женщина вылетает из этих окопов, и долго летит, попадая черти куда… А потом все начинается сначала. Такова жизнь! Мужчина должен это понимать и не расслабляться. А когда он только "усюсюкает", женщине это быстро надоедает. Она теряет к нему интерес, и мужчина проигрывает. Потому что все равно женщины выбирают мужчин, как бы мужчинам не казалось, что все наоборот.
Мужчина увлекает женщину загадкой, когда она не знает, что он сделает через час, через день, через год. Это только господь знает и сам мужчина. И тогда женщине с ним интересно. А если он сидит на диване – газета, шлепанцы, телевизор – ну, что тут скажешь… Мужчина должен идти вперед, вести за собой женщину. Поэтому я говорю, что быть мужчиной в наше время дело очень сложное. И тем не менее…
Что дала вам Абхазия?
Очень много дала, все мое мужское мировоззрение там сложилось. Среда обитания всегда накладывает на человека определенный отпечаток, как монастырь на монаха. У монастыря есть устав, который закаляет, дает ориентиры. Так и Абхазия. Там есть свой устав: люби соседа, люби ближнего, уважительно относись к женщине, к матери, старушке, обычаям. Определены ясные точки опоры, дана система, законы, опираясь на которые ребенок зреет, растет сильной личностью, свободной личностью в условиях любви.
Почему я директору школы, где учится мой сын, всегда говорю: "Прежде чем учить ребенка, его любить надо! Первое – любовь, второе – воспитание, третье – учеба. Только тогда результат будет". В Абхазии все общество учит детей, как родных. Хотя есть там и свои наркоманы, и преступники, но крепкие родовые, фамильные взаимоотношения – дорогого стоят.
Какой абхазский обычай вам особенно нравится?
Праздник Хичхома – Старый Новый год. Абхазцы собираются, вспоминают всех ушедших, родственников, дорогих людей, причем, если это касается мужчин, то обязательно режут петушка, если женщин – то курочек. Жгут свечи, приходят с открытым сердцем в свои определенные места, в священные рощи, где вспоминают жизнь, мысленно разговаривают с ушедшими… Такой добрый праздник…
Святые места абхазцам дороги, их берегут. Все водопады, озера, скалы имеют красивые истории и легенды. В одной священной роще господа грузины начали прокладывать дорогу. Им все говорили – не надо прокладывать, это святые места, плохо дело кончится. И те, кто занимался дорогой, вскоре действительно умерли в Тбилиси, хотя и своей смертью, но за короткое время. Прямо как в легенде про мумию Тутанхамона.
В кару небесную абхазцы сильно верят. Например, если вам надо узнать, обманывает вас абхазец или нет, позовите его в святое место, чтобы там он повторил свои слова. Если он правду говорит, то пойдет, а если обманывает – никогда туда не пойдет, ни за что! Найдет тысячу причин, но не пойдет. С одной стороны из уважения к святым местам, но с другой стороны реально есть какие-то силы, которые четко накажут его за вранье в святом месте. Тут же в роду начнутся беды необъяснимые. Поэтому абхазцы не святотатствуют.