Могут ли быть полезными оформительские фантазии старого Петербурга

Автор фото: Фото: Дарья Федотова

Не всегда забота властей Петербурга о том, чтобы в праздники город выглядел нарядным, увенчивалась успехом. То флагов слишком много, то ковры на балконах появятся некстати.

Петербург практически с первых дней своего возникновения заимствовал европейскую манеру праздничного украшения. Благо, поводов для этого было предостаточно: визиты знатных иностранных гостей, годовщины воинских побед, исторические юбилеи, дни рождения царствующих особ и т.п.
В царствование Петра I, если был какой-то праздничный повод, в основном палили из пушек, "играли на трубах и в литавры марш", звонили в колокола. Время от времени использовали иллюминацию. А празднества, проходившие, как правило, на территории Летнего сада (в то время включавшего в себя и Марсово поле), заканчивались "огненными потехами", над устройством которых трудился сам царь. Фейерверки были любимой забавой Петра еще во времена его юности, жизни в Москве. Впоследствии Петр сам зажигал приготовленные для фейерверка фигуры и устраивал для зажигания "хитрые" машины.
В 1732 году "Санкт-Петербургские ведомости" так описывали торжества по случаю приезда Анны Иоанновны в город: "Петропавловская крепость украшена превеликим множеством горящих масляных плошек, изображающих разные фигуры и высокое имя императрицы. С четырех сторон Адмиралтейства подвешены на канатах 7 тыс. керосиновых фонарей". Другие важные городские объекты тоже блистали: окна здания Академии наук были завешаны картинами, посвященными наукам и знаниям.
Все эти оформительские фантазии весьма долго просуществовали в Петербурге. Cо временем масляные плошки сменились газовыми, а затем и электрическими лампами и фонарями. А к тематическим картинам стали добавлять флаги, а также матерчатые драпировки. Позднее к работе по декоративному оформлению города стали привлекать и горожан. Им было позволено украшать свои дома флагами. Кроме того, каждый муниципалитет по своему усмотрению украшал входящие в его состав участки.
Довольно часто на них сооружали громоздкие ротонды и гипсовые статуи, возводили пестрые шатры. Все это редко сочеталось между собой или с архитектурой города. И если в праздничном декоративном украшении столицы вначале чувствовалась единая управляющая рука, то постепенно украшения стали терять меру и вкус. В 1902 году в журнале "Зодчий" корреспонденты писали о распространенном нелепом украшении улиц, когда фонарные столбы обматывали кумачом, а на балконах горожане вывешивали ковры.