Не всегда забота властей Петербурга о том, чтобы в праздники город выглядел нарядным, увенчивалась успехом. То флагов слишком много, то ковры на балконах появятся некстати.
Петербург практически с первых дней своего возникновения заимствовал
европейскую манеру праздничного украшения. Благо, поводов для этого было
предостаточно: визиты знатных иностранных гостей, годовщины воинских побед,
исторические юбилеи, дни рождения царствующих особ и т.п.
В царствование Петра I, если был какой-то праздничный повод, в основном
палили из пушек, "играли на трубах и в литавры марш", звонили в колокола. Время
от времени использовали иллюминацию. А празднества, проходившие, как правило, на
территории Летнего сада (в то время включавшего в себя и Марсово поле),
заканчивались "огненными потехами", над устройством которых трудился сам царь.
Фейерверки были любимой забавой Петра еще во времена его юности, жизни в Москве.
Впоследствии Петр сам зажигал приготовленные для фейерверка фигуры и устраивал
для зажигания "хитрые" машины.
В 1732 году "Санкт-Петербургские ведомости" так описывали торжества по случаю
приезда Анны Иоанновны в город: "Петропавловская крепость украшена превеликим
множеством горящих масляных плошек, изображающих разные фигуры и высокое имя
императрицы. С четырех сторон Адмиралтейства подвешены на канатах 7 тыс.
керосиновых фонарей". Другие важные городские объекты тоже блистали: окна здания
Академии наук были завешаны картинами, посвященными наукам и знаниям.
Все эти оформительские фантазии весьма долго просуществовали в Петербурге. Cо
временем масляные плошки сменились газовыми, а затем и электрическими лампами и
фонарями. А к тематическим картинам стали добавлять флаги, а также матерчатые
драпировки. Позднее к работе по декоративному оформлению города стали привлекать
и горожан. Им было позволено украшать свои дома флагами. Кроме того, каждый
муниципалитет по своему усмотрению украшал входящие в его состав участки.
Довольно часто на них сооружали громоздкие ротонды и гипсовые статуи,
возводили пестрые шатры. Все это редко сочеталось между собой или с архитектурой
города. И если в праздничном декоративном украшении столицы вначале
чувствовалась единая управляющая рука, то постепенно украшения стали терять меру
и вкус. В 1902 году в журнале "Зодчий" корреспонденты писали о распространенном
нелепом украшении улиц, когда фонарные столбы обматывали кумачом, а на балконах
горожане вывешивали ковры.