Яап Ландсмер, вице-президент по производству компании JTI в СНГ и глава фабрики "Петро" рассказал "ДП" про рост цен на сигареты, судьбу "Беломора", инвестиции и силу женской принципиальности.
Сейчас у JTI в России четыре фабрики. В ближайшее время планируется
открывать новые?
Если рынок и наша компания будут развиваться такими же темпами, как это было
последние 10 лет, то нам придется задуматься о расширении производства за
пределами существующих фабрик. В результате объединения с Gallaher мы стали
крупнейшей табачной компанией в России с долей рынка более 36% и при этом
продолжаем оставаться самой быстрорастущей компанией. Поэтому здесь очень важна
поддержка государства и местных властей. И мы рады, что госпожа Матвиенко,
господин Лужков, губернатор Ленобласти Валерий Сердюков поддерживают
инвесторов.
Летом при запуске новой линии на "Петро" было заявлено, что в
2008-2010 гг. появятся еще три.
Наши планы не изменились. На "Петро" уже идет монтаж второй линии. Оставшиеся
две будут находиться здесь же. Фабрику «Лиггетт-Дукат» в Москве мы тоже будем
постепенно модернизировать, но, возможно, высокоскоростных линий там не будет,
традиционно московская фабрика имеет другое оснащение (в 2007 г. концерн JT
приобрел британскую компанию Gallaher, которой принадлежала фабрика
"Лиггетт-Дукат" в Москве, за $ 15 млрд. - "ДП").
Вы заявляли о намерении построить под Петербургом большой
логистический комплекс. Ранее Валерий Сердюков заявил о готовности предоставить
для него место. Как развивается ситуация?
Проект по-прежнему находится на рассмотрении в компании. Мы посмотрели
несколько мест, где этот центр может быть построен, - это земля, которую можно
купить или взять в аренду, но пока я не хотел бы выдавать больше информации - у
нас есть конкуренты, и они не спят. Но стоит отметить, что по сравнению с
западными странами цены на строительные работы в России чрезвычайно высоки.
В сентябре JTI повысила максимальные розничные цены на 10%. Это
связано с расширением производства в России или причина другая?
Табачные изделия становятся дороже из-за того, что по всему миру растут
инфляция и цены, в том числе на табачное сырье. Налоги, в особенности акциз,
тоже увеличиваются. Хотя в России сигареты по-прежнему дешевле, чем на
Западе.
Насколько рискованны инвестиции в российскую экономику?
Бизнес всегда связан с риском. По-моему, деловые риски в России сейчас не
выше, чем во всем мире. К тому же наш бизнес в последние годы развивался здесь
очень уверенно. За 15 лет компания JTI инвестировала в России свыше $ 1 млрд.
Значительная часть инвестиций, конечно, приходится на долю "Петро" - $ 170 млн
только за три последних года.
- Чем объясняется такая активность в Петербурге?
- Я болею за "Зенит"! Лично не знаком с Диком Адвокаатом, но как голландец и житель замечательного города Санкт-Петербурга горжусь достижениями команды, которую он тренирует... Конечно, это не ответ на ваш вопрос. Петербург имеет уникальное положение и развитую инфраструктуру - здесь есть порт, через который мы ввозим основную часть сырья и материалов. В город текут как российские, так и зарубежные инвестиции, местный рынок труда растет. Не случайно здесь открыли производства Toyota, Nissan и другие. Мы просто обязаны в этом участвовать и хотим продолжать развиваться!
- Я болею за "Зенит"! Лично не знаком с Диком Адвокаатом, но как голландец и житель замечательного города Санкт-Петербурга горжусь достижениями команды, которую он тренирует... Конечно, это не ответ на ваш вопрос. Петербург имеет уникальное положение и развитую инфраструктуру - здесь есть порт, через который мы ввозим основную часть сырья и материалов. В город текут как российские, так и зарубежные инвестиции, местный рынок труда растет. Не случайно здесь открыли производства Toyota, Nissan и другие. Мы просто обязаны в этом участвовать и хотим продолжать развиваться!
Кроме Toyota и Nissan в Петербурге есть еще Ford, который долго не
мог выпутаться из истории с профсоюзом собственного завода, выжимавшим из
компании деньги.
Я не думаю, что у нас может возникнуть такая же ситуация. Год назад мы
получили награду от индустриального профсоюза за позитивные отношения с
сотрудниками и за совместные достижения. Кроме того, мы входим в лидирующие 25%
компаний по уровню оплаты труда. С нашим профсоюзом мы в отличных, как мне
кажется, отношениях. Наш стратегический подход основан на принципах уважения,
доверия, открытости и на позитивном сотрудничестве.
На заводе Ford, скорее всего, тоже так думали…
Я не предсказатель и, конечно, не могу утверждать, что чего-то не случится
никогда, но при наших отношениях с сотрудниками ситуация вряд ли может
накалиться до такой степени. И дело здесь не в потенциальных рисках, которых мы
пытаемся избежать. У нас есть прямой контакт с сотрудниками и профсоюзом, тесное
взаимодействие, обеспечивающие открытость и честность. Мы вкладываем огромные
средства в безопасность труда, развитие и обеспечение сотрудников.
Табачные вкусы петербуржцев и жителей других регионов чем-то
отличаются?
Могу сказать, что наши флагманские марки, такие как Camel, Mild Seven,
Winston и т.д., популярны в равной степени, независимо от региона. Когда мы
выпускаем что-нибудь новое, оригинальное, то обычно начинаем продажи в крупных
городах с максимальным количеством потребителей - в Петербурге, Москве и других
городах. Это места, где новые бренды затем будут развиваться. Не думаю, что это
связано только с вкусовыми предпочтениями как таковыми. Потребителей привлекает
концепция бренда в целом, но также принимаются во внимание и чисто экономические
соображения.
Предпочтения курильщиков временами существенно меняются. Каковы
последние тенденции?
Это целый комплекс вопросов - вкус, размеры, упаковка… Есть пачки с прямыми
углами и скругленными, есть сигареты обычного диаметра и ультратонкие. Мы следим
за предпочтениями людей, а также следуем тому, что планируют наши коллеги из
маркетинга, и, например, около 75% оборудования модернизировали под выпуск пачек
со скругленными углами. Вместе с расширением мощностей такая модернизация
обошлась в $ 25-30 млн.
В наследство еще от советских производителей вам достались такие
марки, как "Беломорканал" и "Прима". Что будет с ними?
Это классика, и пока на нее есть спрос, мы будем продолжать выпуск данных
марок. Хотя, например, "Прима" теряет популярность, и объемы ее производства
постоянно снижаются. Соотношение брендов в целом тоже меняется: с развитием
покупательной способности общества повышается спрос на сигареты класса премиум и
субпремиум. Понятно, что при этом выпуск сигарет более низких сегментов будет
сокращаться, поскольку общий объем рынка в России остается неизменным.
Какие-то марки исчезнут с рынка?
У нас есть флагманские марки. Кроме того, есть стратегические местные бренды,
например "Русский стиль", "Петр I", бренды, вошедшие в наш портфель месте с
присоединением Gallaher, например LD и Sobranie. У нас не суперогромное
портфолио, поэтому цели его сокращать нет. Все зависит от рынка, его тенденций и
высокой конкуренции среди производителей.
Чем были продиктованы недавние изменения в системе дистрибуции
JTI?
После объединения с Gallaher наш объем производства существенно увеличился,
поэтому мы решили централизовать систему дистрибуции. "Мегаполис" - это не
просто дистрибьютор, это наш стратегический партнер.
А вы сами курите?
Меня часто об этом спрашивают. Нет. 14 лет назад я встретил замечательную
женщину, мы поженились, это мой второй брак. Ей не нравился запах сигаретного
дыма, и я сказал, что готов бросить курить. И бросил. До этого я курил лет
30.