Михаил Иванов: "Я за безрисковые стратегии"

Михаил Иванов, руководитель отдела по работе с институциональными клиентами рынка фьючерсов и опционов РТС – FORTS

Пока одни инвесторы рвут на себе волосы от биржевых новостей, другим даже кризис приносит прибыль. Как зарабатывать на стоящем или падающем рынке dpmoney рассказал Михаил Иванов, руководитель отдела по работе с институциональными клиентами рынка фьючерсов и опционов РТС – FORTS.

dpmoney: Михаил, расскажите для начала, куда вы сами вкладываете свои деньги?
Михаил Иванов: Как сотруднику РТС по закону "О рынке ценных бумаг" мне запрещено самостоятельно торговать на биржах. Так что инструменты, которые я могу использовать – это доверительное управление (ДУ) или паевые фонды.
В моем портфеле есть и ПИФы, и классическое ДУ. Но так как я сам понимаю основы функционирования доверительного управления и паевых фондов, я выбираю так называемые структурные продукты, которые реализуются в форме классического доверительного управления. Также эти элементы присутствуют в общих фондах банковского управления (ОФБУ). Грубо говоря, я иду в управляющую компанию и говорю: "Ребята, вот есть у меня такие-то деньги, возьмите их и сделайте вот такой структурный продукт".
Структурный продукт – это инвестиция со 100% гарантией возврата капитала. Например, если структурный продукт рассчитан на рост рынка, то, если индекс РТС вырос на 10%, я зарабатываю столько же. Если индекс РТС падает, я ничего не теряю, то есть остаюсь "при своих".
dpmoney: Структурированные продукты у вас имеются в одном или нескольких банках?
М.И.: В одной управляющей компании и в одном банке. Но сейчас достаточно много банков начинают предлагать, например, индексируемые депозиты.
dpmoney: А как вы определяете, какие ПИФы приобретать?
М.И.: ПИФы я как раз покупал еще до того, как начал понимать, что такое срочный рынок. В свое время я просто приобретал паи на детей. Это такая долгосрочная инвестиция. Она была рассчитана на много лет. Но инвестиция в ПИФ сопряжена с риском. Ты покупаешь пай, а он может потерять в стоимости. Так что в ПИФы я вкладывал те деньги, которые мне точно в ближайшие лет пять не понадобились бы.
dpmoney: Сейчас паи продолжаете докупать?
М.И.: Уже нет.
dpmoney: И где у вас в итоге выше доходность – в ДУ или в ПИФах?
М.И.: В ПИФах я, наверное, еще немного в плюсе или около нуля, потому что я брал их, как раз когда рынок был на уровне 1500 пунктов по индексу РТС (интервью состоялось 11 сентября, торги на РТС в этот день закрылись на отметке 1298,08 пункта – прим. dpmoney).
Вложения в структурированные продукты не обесцениваются. Сколько я принес, столько денег я могу и вывести в данный момент. Но в условиях текущей ситуации на фондовом рынке о росте говорить, наверное, тоже нет смысла.
dpmoney: ФСФР сейчас разрабатывает положение, которое будет разрешать паевым фондам использовать фьючерсы и опционы. Когда оно вступит в силу, ПИФы станут приносить больше денег? Ну, или меньше убытков, если говорить о текущей ситуации?
М.И.: Тема трудная. Действительно, ФСФР разрабатывает такое положение. Дело в том, что раньше существовало ограничение на страхование позиций, можно было застраховать только 10% от активов фонда. Теперь застраховать можно будет вплоть до 100%. Появится возможность реализовывать какие-то интересные стратегии. Например, делать так, чтобы инвестиции в ПИФ были защищены от падения полностью.
Я считаю, эти изменения в любом случае подстегнут культуру инвестирования в России. Управляющие станут более "продвинутыми". Они будут понимать, как спасаться от убытков. Людям это тоже пойдет на пользу, так как в некоторых ситуациях они не будут так много терять, как, например, сейчас в случае падения рынка. И, в-третьих, это в целом будет способствовать развитию срочного рынка в России. Я считаю, это одна из его точек роста.
dpmoney: То есть эффективность вложений в фонды должна повыситься?
М.И.: Я думаю, она должна колоссально повыситься. С одной стороны, срочные инструменты – это высокорисковые инструменты. Но с другой стороны, еще со времен древней Японии и древнего Китая с их помощью люди страхуются от падений. Срочные контракты как раз помогают защитить инвестиции.
dpmoney: Можете порассуждать, когда российский фондовый рынок достигнет дна?
М.И.: Вы знаете, я все-таки не аналитик. И, повторюсь, я сторонник структурных продуктов, где как раз исключается риск. То есть инвестиций со 100%-ной защитой капитала. Лично я придерживаюсь больше опционных стратегий, особенно тех, которые нейтральны к рынку. Представляете, инвестору без разницы, куда пойдет рынок, он зарабатывает в любом случае: любое движение рынка дает прибыль. Можно сказать, я сторонник дельта-нейтральных стратегий.
dpmoney: Скажите простым языком – опционщики и фьючерсники зарабатывают больше, чем инвесторы или спекулянты, торгующие просто акциями?
М.И.: Бывает совершенно по-разному, тут точно не скажешь. РТС проводит ежегодный конкурс "Лучший частный инвестор", кстати, он начинается 15 сентября. Там соревнуются частные инвесторы. Победитель тот, кто покажет большую доходность. В прошлом году первое место занял участник, который работал с фьючерсами, он заработал чуть больше 2000%, второе место досталось опционщику с доходностью чуть меньше 2000%.
Бывает по-разному. Опционщик может зарабатывать 20% в квартал от инвестиционного капитала. Тот, кто работает с фьючерсами, в принципе, тоже. Смотря, какие торговые идеи они реализуют. Насколько, эти идеи жизнеспособны, конкурентны, насколько они работают в тех или иных рыночных ситуациях.
Конечно, разница между этими двумя категориями инвесторов есть. Торговля фьючерсом или акцией, в принципе, похожа. Единственное, что у фьючерса есть ряд преимуществ, например, под позицию резервируется меньше средств. С одной стороны, можно отгадывать: проанализировали, допустим, "цена акций будет подниматься". Купили фьючерс или акцию. С другой стороны, можно как скальпер совершать много сделок в течение дня. А опционы это все-таки позиционная игра, как шахматы. Сидишь, строишь конструкцию, которая отвечает твоим параметрам: нормам прибыли, риска. Это более интересный мир. Ты просто знаешь, в какой конкретно ситуации, что нужно сделать. А у акции функция простая – под 45 градусов горизонт – либо угадал, либо не угадал. Ну, это так, в двух словах.
dpmoney: Михаил, прочитают сегодня ваше интервью не матерые инвесторы, а так, люди, подумывающие начать зарабатывать на фондовом рынке, и решат – "Зачем мне эти акции, пойду фьючерсами и опционами торговать". Получится у них вот так, сразу?
М.И.: Сейчас много проходит разных семинаров на эту тему. Я сторонник того, чтобы человек для начала сходил на такой семинар. Обучение дает мотив, приоткрывает глаза на все инвестирование, на то, как оно устроено, какие есть способы работы на бирже.
Покупая акцию, мы от чего зависим? От того, что она либо вырастет, либо упадет. Срочный рынок позволяет управлять риском. Например, просто страховать акцию, покупать такое как бы КАСКО, как на автомобиль. Зарабатывать деньги на нейтральном рынке. Ну есть и иные стратегии инвестирования.
Мой совет частному инвестору – прослушать вводный семинар, найти какую-то идею, мотив и обязательно потом еще пройти специальные курсы, или взяться за самостоятельное изучение. Что касается срочного рынка, то выходить на него нужно подготовленным, понимать, что ты покупаешь, зачем покупаешь, в случае, если будет накапливаться риск, как ты его нейтрализуешь, как ты защитишь инвестиции. Все стратегии нужно тщательно изучать.
Лучше всего это делать, например, с преподавателем курсов в брокерской компании, где все четко объяснят. И при выходе на рынок нужно иметь поддержку консультанта у брокера. Чтобы, если что-то не понятно, можно было сразу позвонить и спросить. Один в поле не воин.