00:0001 сентября 200800:00
189просмотров
00:0001 сентября 2008
Многомиллиардные вложения предстоят в ближайшее время Безымянному полуострову, что образован крутой излучиной Невы, увенчан Смольным собором и густо населен органами власти двух субъектов федерации, не считая Межпарламентской ассамблеи.
Безымянный полуостров, весь прошлый век служивший резиденцией
власти, невероятным образом до сих пор сохранил множество пустырей и задворок,
которые были неким неприкосновенным земельным запасом, неуклонно растущим в цене
сокровищем. Прежняя власть окантовала драгоценный полуостров Смольной
набережной, и заслуга губернатора Владимира Яковлева была так велика, что
допускала в качестве предвыборной шутки идею назвать набережную его
именем.
Полуостров сокровищ
Пейзаж в этой раме составляют живописные руины
за институтом для барышень мещанского сословия, безмятежный край бывших Градских
богаделен, гаражи «Спецтранранса на Орловской улице, таинственное государство
«Водоканал, покрытое на картах серой защитной краской, и совсем уж загадочная
территория мебельной фабрики. За вечным забором у моста Петра Великого, судя по
частым пожарам, уже который год идет борьба за собственность. По другую сторону
от Тульской улицы фабричная слободка, в которой дивная «готика мануфактуры
Штиглица перемешана с разновременными корпусами прядильнониточного комбината
имени товарища Кирова, с общагами, лазаретом, баней и остатками изведенного
трампарка. Далее провинциальная глухомань вдоль Синопской набережной, местами
обаятельная, но чаще не очень.
С другой стороны Смольной набережной,
гдетаки кончается длинный неприступный забор «Водоканала, есть еще невнятное
пространство, некая пауза перед симфонической мощи зданием, с легкой руки
председателя КГИОП Веры Дементьевой прослывшим «эстетической катастрофой. С
этой официально признанной градостроительной ошибки, произведения корпорации
«Возрождение СанктПетербурга и архитектора Владимира Фрайфельда, начинается
набережная Робеспьера. В конце которой виновник другой ошибки (Монблана)
компания «Строймонтаж уже расчистила себе место и пригласила к сотрудничеству
автора третьей ошибки (отеля на Почтамтской) архитектора Евгения Подгорнова.
Риск, зато общественности не скучно.
Сталкеры
В эту зону без пробной гайки
и специальных навыков соваться никак нельзя. Удача или скандал как красное и
черное на рулетке. Тот же архитектор Подгорнов (кстати, его дом на Петроградской
народным голосованием признан лучшим произведением современной архитектуры в
центре города) аккуратно построил в глубине квартала на Шпалерной жилой комплекс
«Северный модерн. Домик не выпирал, его и не заметили. Реконструкцию водокачки
под музей воды даже хвалили, и только специалисты по охране памятников слегка
пеняли автору за слишком тесное примыкание стеклянного объема к
кирпичному.
Или взять Евгения Герасимова. Его проект в Мариинском сквере
общественность зарубила на корню, дом на Тверской рядом со Старообрядческой
церковью высоко оценен коллегами и рынком, а новостройка визави продвигается под
глухой ропот жителей соседних домов.
Абсолютно безболезненно внедрился дом
Никиты Явейна на задний план музея Суворова на Кирочной улице, как будто здесь
всегда и стоял. «Резиденция на Суворовском Феликса Буянова двумя кварталами
дальше по Кирочной, вроде и в безопасном месте, но вызывает праведный гнев. По
проекту Михаила Мамошина и Аллы Богатыревой в глубине квартала между улицами
Чайковского и Захарьевской построен неожиданно современный деловой комплекс, и
никаких протестов. «Парадный квартал Игоря Солодовникова у покупателей
нарасхват, а историки архитектуры хватаются за сердце, когда видят, насколько
вознеслось элитное жилье над историческим госпиталем Преображенского полка.
Неужели столько этажей было в конкурсном проекте? Или немного
«присогласовали?
Дом на Шпалерной, 60, построенный корпорацией «Возрождение
СанктПетербурга по проекту бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры, того и гляди
треснет от перепадов температуры общественного мнения. С одной стороны, его
авторов очередью награждают премиями, с другой Смольный включает его в
скорбный перечень ошибок и даже требует пригвоздить Заслуженного архитектора РФ
к позорному столбу. Одни коллеги незлобиво журят дом на несомасштабность, другие
сетуют, что авторы поступились пропорциями арок. Жители соседнего дома, которые
терпят под своими окнами стройку уже лет пять, разделились на две примерно
равные партии: обитатели коммуналок уповают, что их дом расселят и снесут,
собственники что укрепят и покрасят. А между тем сноровистые девелоперы,
пользуясь ростом цен в квартале, отремонтировали и сдали в аренду подвалы, а
теперь принялись за первые этажи.
Посягательства на Таврический сад
невротизируют граждан уже много лет. Сила его притягательности такова, что стоит
дворнику оставить метлу на куче мусора, тут же сбегается толпа инвесторов с
предложением вместо этого безобразия построить настоящий шедевр. На разных
ученых советах долго ломались копья разрешать ли в обмен на реконструкцию
киноцентра «Ленинград пристроить немножко апартаментов у его задней стены,
слегка заступив на территорию федерального памятника. Закончилось это тем, что
за ту же реконструкцию инвестор милостиво согласился построить еще и огромный
крытый каток на изрядном участке сада примерно от одной метлы до другой. Похоже,
искали между деревьями: где вы тут видите памятник? Вон Есенин, в углу
Чайковский, а тут никого. Уж такие ли федеральные эти кустики и карусели?
Оказалось, не очень. Произведение получилось выдающееся, но автор
неизвестен.
Минуя все советы и получив все бумажки, Газпром таки «подарил
городу спортивноразвлекательный комплекс площадью 6400 м2, заняв им 0,85 га
сада. Ученые только руками развели: от Газпрома нет приема.
Сейчас батальные
сцены разворачиваются в оранжерейном углу у перекрестка Потемкинской и
Шпалерной, но увещевания КГИОП, что Таврический сад остается объектом
культурного наследия, звучат уже не так убедительно.
Собственник оранжерей
Алексей Редозубов сам создал на своем участке размером более 2 га «зону
сталкера и объявил, что это «уже не парк. Проект многофункционального
комплекса из шести зданий о четырех этажах выполнен мастерской «Рейнберг &
Шаров. Сложной многоходовкой с принудительным банкротством фирмы «Цветы и
каскадной сменой собственников решаются имущественные дела, а дальше каждый
делает свое дело: архитектор рисует, мастерская Татьяны Славиной исполняет
заказную экспертизу, Росохранкультура подбирает нужные слова, чтобы в нарушение
законов с ней согласиться, и адресует решение Смольному, а тот решает.
Интеллигенция пишет открытые письма властям. Общественность, как положено,
протестует. И ведь никакой коррупции. Разве что дворнику укажут, где надо метлой
создать из палых листьев очередное «безобразие и бросить емкости от разливного
«гонорара.
Строить и проектировать на Безымянном полуострове опасно: чревато
скандалом. А что делать, если рентабельность зашкаливает?
Богадельня и терра
инкогнита
Улицы окрест Смольного благоустроены, липы подстрижены, а
правительственную Шпалерную моют каждый день. На железного Феликса, который
оказался на странной для большевика оси между собором и элитным домом, не в
пример лубянскому, никто не посягает. Да и выглядит он скорее артистом балета в
роли рыцаря революции. Его политическое влияние на окрестности недавно потеснил
герой Первой мировой войны генерал Алексей Брусилов бронзовым монументом
работы скульптора Яна Неймана и архитектора Станислава Одновалова в сквере у
перекрестка Шпалерной и Таврической улиц. В кварталах, конечно, есть резервные
неблагополучные места. Огромные территории до сих пор остаются пустынными, хотя
в сто слоев покрыты проектной документацией.
Развитие полуострова пока
сдерживает очень дорогой и неповоротливый проект Орловского тоннеля, от которого
зависят преобразования всего берега. Итоги концессионного конкурса должны были
подвести на экономическом форуме в июле, но тема оборвалась без объяснения
причин.
Пока же со слов главного архитектора города Александра Викторова
известно, что развязка у выхода из тоннеля займет много места, поскольку
транспортный поток необходимо направить на набережную, а не прямо на площади
Растрелли и Пролетарской диктатуры. В конце Орловской улицы задумана новая,
третья площадь. Центральной в парадной анфиладе станет площадь перед Смольным
собором, что рикошетом оправдает масштаб и торжественность произведения Юрия
Земцова в конце эспланады. Может, тогда его снимут с позорного столба, но
извинятся вряд ли.
Свой другой проект для корпорации «Возрождение
СанктПетербурга осторожный автор категорически отказывается комментировать,
поэтому «Смольный квартал обрастает слухами. Считается, что на роскошном
береговом участке почти 8 га между улицами Смольного, Орловской и до самых
парадных площадей возведут девять жилых и офисных зданий высотой до восьми
этажей. Слух о превышении высотности Юрий Земцов опроверг: «Напротив, заказчик
настаивает, чтобы за пределы разрешенных 28 метров не выступали даже элементы
зданий. Станцию юннатов отсюда попросили еще в 2002 году, а недавно власть
отрапортовала о сдаче нового психоневрологического интерната в Зеленогорске,
куда переселят пациентов с улицы Смольного, 4.
Современный комплекс площадью
60 тыс. м2 (почти вдвое просторнее Градских богаделен) в октябре будет передан в
собственность города, а к Новому году пациенты уже отметят новоселье. Скромные
исторические постройки, возведенные на средства известных филантропов Громова и
принцев Ольденбургских, сняты с охраны и, видимо, будут снесены.
Дорогой
Таврической улицы станет больше: ее через территорию «Водоканала продлят до
Невы. Терра инкогнита на месте бывших охотничьих угодий князя
ПотемкинаТаврического приоткрыла свои тайны, когда к водокачке пристроили
панорамный лифт и все увидели секретные резервуары и водоемы. Директор ГУ
«Водоканал Феликс Кармазинов всем охотникам до угодий объяснял, что подвинуть
водопроводную станцию им не по карману. Видимо, когото недооценил, поскольку
проект планировки с проектом межевания территории между Водопроводным переулком,
Смольной набережной, Орловской улицей, Таврическим переулком, Таврической и
Шпалерной улицами в апреле утвержден на заседании городского правительства.
Заказчиком документации на участок 327689 м2 выступает неведомая компания
«Регион. Как пояснил Александр Викторов, здесь планируется разместить
административное здание со встроенной трансформаторной подстанцией. Что же это
за здание размером в два огромных квартала вопрос праздный. «Регион, по
сведениям агентства «Фонтанка.ру, претендует только на участок 2,5 тыс. м2 на
перекрестке Таврического переулка и Орловской улицы, где сейчас пустырь с
четырьмя гаражами, а будет новая площадь. Объект задуман крупным (3,8 тыс. м2) и
дорогим: не дешевле 1 миллиарда рублей. Только бюджету Петербурга за пользование
участком причитается 219 млн рублей. Внятной декларации, что здесь разместят
парламент Ленобласти, пока не прозвучало. Скорее, наоборот, решено придать
столичные функции новому городу Кудрово. Но косвенным признанием, что
застройщиком выступает областная власть, служат сетования чиновников на
медлительность проекта Орловского тоннеля.
Судьба остальной земли, на которой
сейчас размещены сооружения водопроводной станции и неказистый жилой дом, пока
неизвестна.
Обзор из купола власти
Участок бывшей мебельной фабрики на
предмостной площади с выходом к Неве настолько хорош собой, что уже больше
десяти лет не может подобрать достойного хозяина. Последний раз на публику
выносили проект Швейцарского центра архитектора Марио Ботта, но он не состоялся
по «не зависящим от автора причинам. Потом многофункциональные комплексы на
этом месте проектировали Евгений Герасимов и Никита Явейн, но заказчики теряли
интерес к объекту или терялись сами. Жители окрестных домов надеются, что пожары
за забором были серией случайностей, а не аргументами в имущественных спорах.
Нынешний собственник пока своих планов не обнародовал.
Быстрее всех
развивается проект «Невская ратуша, и чиновники Смольного, видимо, переедут в
новый деловой комплекс через четыре года, как и задумано. На участке 6,7 га
между Дегтярным переулком, улицами Моисеенко и Новгородской реализуется проект
Внешторгбанка стоимостью не менее $800 млн. Треть из 300 тыс. м2 коммерческих и
офисных площадей причитается Смольному по себестоимости. Проект посильно ускорен
радением КГИОП. Территория одной из старейших в России Городской конной железной
дороги, которая считалась вновь выявленным памятником промышленной архитектуры,
больше таковым не считается. Самые смелые «охранители шепотом признаются, что
«под давлением.
Градсовет на ура принял очередную стадию работы
архитектурного тандема мастерских Евгения Герасимова и Сергея Чобана, допустив
для новой доминанты высоту на 13 метров сверх регламента. Авторы испрашивали у
высокого собрания разрешения вознести купол административного корпуса «Невской
ратуши на 55 метров, хотя для квартальных доминант предписана высота 42, и
получили дружное одобрение. Здание правительства зодчие сочли именно тем
объектом, который должен возвышаться, и этот градостроительный эпизод назвали
«случаем, когда можно даже то, чего нельзя.
Архитектура всегда отражает
смысл эпохи, в данном случае правовой нигилизм, амбиции и влияние
исполнительной власти. Депутат Владимир Гольман даже показал степень
независимости народных избранников от «слуг народа, приравнивая ратушу к
культовым сооружениям. Остатками свободы слова воспользовался вольнодумец Никита
Явейн, смело предложив составить список объектов, которым позволительно быть
выше закона. Председатель КГА Александр Викторов обещал все согласовать
поправовому, то есть по специальной процедуре отступления от высотного
регламента через городскую комиссию по землепользованию.
Будущий вид из
возвышенного стеклянного купола можно представить уже сейчас. На юговостоке
(Новгородская, 23) холдинг RBI водрузит мультикомплекс в стиле постмодернизма по
проекту испанского архитектора Риккардо Бофилла. Видимо, в пику конкурентам
вместо незадачливого апологета стиля приглашен один из его отцовоснователей.
Градсовет воочию убедился, что постмодернизм окончательно выродился, но
президент Союза архитекторов Владимир Попов разом прикрыл дискуссию авторитетом
Бофилла. Продиктованная попросту формой участка, ни на что не ориентированная
дуга с колоннадой станет боком, перегородив квартал «китайской стеной. Зато на
законной высоте 42 метра сооружение будет ровно отрезано. Испанец тонко
подбирал оттенки белого для этого забора длиной 200 метров, ничуть не смущаясь
соседством с краснокирпичной мануфактурой Штиглица. Кстати, по словам
председателя КГИОП Веры Дементьевой, некий инвестор согласился реконструировать
этот великолепный памятник промышленной архитектуры с учетом всех пожеланий
ведомства. Лучше, чем ктолибо другой, проект может исполнить бывший глава
комитета Никита Явейн, который не скрывает жгучего творческого интереса к теме,
но о ходе переговоров умалчивает.
Из «купола власти будет видна «Резиденция
на Суворовском, которую уже строит «Возрождение СанктПетербурга по проекту
Феликса Буянова. Очень познавательное зрелище: буквальная иллюстрация 3й зоны
регулирования по Высотному регламенту. На месте военного городка (в самом конце
Кирочной, за перекрестком с Суворовским пр.) автор не без скрытого юмора точно
исполнил инструкцию: медленно отступая в глубь квартала, повышать объемы до
дозволенной высоты. Получился каскад из шести секций, ниспадающий к красной
линии. С суворовской выправкой ярусы подчеркнуты мощными карнизами. Мундирчик
справный: брутальные стены, натуральный камень, много стекла. Командует
пространством квартальная доминанта. Все остальное необходимый для
высококлассного здания набор: два полузамкнутых двора, крытые проезды на улицу,
входные группы жилой части и вестибюли офисов в первом этаже, подземная стоянка
на 262 авто. По проекту полагается подсветка фасадов и цветник. Хорошо бы еще
бордюр известкой побелить.
Нуворишам от гвардейцев
Кстати о военных. Не
все в казармах жили. Высшее офицерство ценило такой гламур, что не всякому
нынешнему олигарху по карману. Недавно поступили в продажу антикварной выделки
квартиры в доходном доме на углу Потемкинской и Захарьевской, построенном в 1907
году для командиров Кавалергардского полка. Здание в стиле самой пышной
эклектики по проекту архитектора Вильгельма ван дер Гюхта включает все мыслимые
признаки роскоши: угловую башенку, вазоны, гирлянды, балюстрады, три томных
грации, не считая разных кариатид. В парадных витражи, кованые решетки и
атланты, в квартирах мраморные камины и изразцовые печи.
Петербургскому
агентству недвижимости (ПАН) понадобилось 15 лет, чтобы расселить дом и извести
в нем коммунальный дух, вернув исторические планировки 19 квартирам по 320350
м2 каждая. Апартаменты с панорамным видом на Таврический сад предлагаются по 25
тыс. евро за метр. Нельзя ручаться, но жилья дороже в городе, похоже, нет. Для
полного завершения реконструкции по проекту Рафаэля Даянова нужно еще года два.
Другой объект по проекту этого архитектора затевается на углу Суворовского и
Кирочной. Выглядит внушительно, но подробности пока не известны.
Зато во всех
деталях рассмотрел недавно Градсовет проект бюро «Интерколумниум и завернул с
исчерпывающей формулировкой «чтото не то. На месте снесенного аварийного
здания на наб. Робеспьера, 32а, компания «Строймонтаж намерена построить
элитный жилой дом (16,3 тыс. м2), офисный центр (14 тыс. м2) и двухуровневый
паркинг на 75 автомобилей.
Архитектор Евгений Подгорнов старался ответить
всем требованиям: габариты здания не выходят за дозволенные высотным регламентом
28 метров (8 этажей), фасады исполнены во вмененном КГИОП неоклассическом стиле,
а заказчик получил 54 видовые квартиры хорошей планировки. Но члены Градсовета
высказывали разные сомнения: ступенчатые ризалиты неуместны, композиции вообще
нет, арочные окна ничем не оправданы и неправильно нарисованы, фасад со стороны
Шпалерной улицы невнятный. Член совета Михаил Мамошин заметил, что неоклассика
вовсе не исключает современных архитектурных решений, в которых узнавалось бы
начало XXI века, «а предложенный вариант это декоративный, имитационный
ход.
Сам Михаил Мамошин славится как вполне современный интерпретатор
исторических стилей. Например, сейчас его мастерство востребовано в проекте у
пересечения Шпалерной с проспектом Чернышевского по заказу «НИС. Жилищное
строительство (холдинг RBI). На угловом участке 0,22 га рядом с казармами
Кавалергардского полка компания реконструирует под офисы памятник архитектуры
усадьбу Голицыной и строит новый жилой дом. От причудливого терема знаменитой
«князьигуменьи Всешутейшего и Всепьянейшего собора Настасьи Голицыной (37 по
Шпалерной) остался двухэтажный дом вполне классического вида. Задачей мастерской
Мамошина было так спроектировать рядом жилой дом, чтобы он служил фоном
памятнику, но своим активным фасадом с проспекта Чернышевского отвечал застройке
совсем другого стиля и эпохи северного модерна.
Подхватив с другого угла
квартала тему дома Нельговской архитектора Сергея Баранкеева, автор держит паузу
перед объемом памятника и кованой решеткой с воротами, сохраняет черту усадьбы.
Нижние этажи нового дома тоже отводятся под офисы, а верхние под жилье.
Квартиры располагаются веером вокруг атриума с галереями. Проект высоко оценен
коллегами, строительство уже началось.
Штучные проекты будут завершены
довольно скоро, но понастоящему оправдать свое реноме «петербургского
Сен-Жермена район сможет, только когда все посевы инвестиций на пустырях дадут
дружные всходы недвижимости.