Расследование "ДП": почему билеты есть везде, кроме железнодорожных касс

Автор фото: www.travelphoto.ru

В РЖД отсутствие билетов считают вполне естественным и объясняют дефицит сразу несколькими взаимоисключающими факторами - от повышенного спроса до коротких перронов.

"Не бывает так, чтобы билетов не было совсем. Конечно, на поезда 1 и 3 Петербург - Москва повышенный спрос, они выкупаются за 2 недели. Но самое узкое место в железнодорожных перевозках - это даже не отсутствие вагонов, а невозможность пускать между Петербургом и Москвой длинносоставные поезда, потому что некоторые платформы на участке следования закрыты на ремонт, и пассажиры не смогут выйти на нужной станции", - говорит Марина Атанова, начальник Отдела региональной дирекции по обслуживанию пассажиров в поездах дальнего следования ОЖД.У самих участников рынка продажи билетов другая точка зрения. Часть билетов не поступает в продажу из-за того, что существуют категории граждан, имеющие преимущественное право проезда. Как рассказал "ДП" на условиях анонимности директор одного из коммерческих агентств по продаже билетов, железнодорожные кассы могут распределять билеты по предварительной договоренности и используют для этого легальные способы.
"Раньше коммерческие агентства-посредники могли бронировать билеты, а затем перепродавать. Год назад это правило отменили и оставили его только для операторов, организующих детские летние туры. Это могут быть как туркомпании, так и профсоюзные организации, спортивные школы, интернаты и т.д., которые еще зимой планируют билеты под перевозку детских групп. Дети всего Северо-Запада едут через Петербург. Они обязаны выкупить места за две недели до отхода поезда. Все это время на бронировании держатся два-три вагона в составах из 15. Они резервируют большую норму мест, чем потом используют, так как бронь оформляется не на каждого пассажира, а на юридическое лицо. За две недели до даты отправления они поступают в продажу, но уже по особым каналам", - рассказал собеседник "ДП". По данным Марины Атановой, на июнь под детские туры зарезервировано 8 тыс. мест.
Участники рынка утверждают, что нормально предоставлять услуги по продажам билетов "без особых отношений" с кассами. "Наша компания работает с двумя-тремя кассами, которые помогают с покупкой билета. Он обходится пассажиру на 700-1000 рублей дороже. Если бы я знала, как им удается купить билет, сама бы делала так же", - говорит Ольга Истомина, исполнительный директор ООО "Туристическая компания "Лидер".
В то же время все участники рынка отмечают некоторые странности при интернет-продаже железнодорожных билетов. Если зайти на сайт продажи билетов РЖД, то там свободные места будут практически в любое направление. В реальности это не так. "Только открываются продажи на самых популярных направлениях, билетов в системе продаж уже нет. Непонятно, как они в принципе продаются", - говорит Марина Голикова, менеджер по продажам B2B Travel.
"Информация на общедоступных сайтах по продаже билетов не совпадает с реальной, так как нужно время на обработку данных, поступающих с нескольких тысяч терминалов. Они не просты для обычного пользователя. Чтобы найти билет на нужную дату, надо знать расписание всех поездов на направлении, номер и иногда код маршрута. У посредников электронная система банально грузится и работает быстрее, а кассиры непрерывно мониторят билеты, поступающие в продажу, и автоматически оформляют заказ для своих клиентов", - говорит Павел Сазонов, глава ООО "Мобилтикет".
Эксперты уверены, что одна из основных проблем дефицита железнодорожных билетов - это дисбаланс парка вагонов, существующих у РЖД, и отсутствие конкуренции. "Повышенный спрос на перевозки возникает только в летние месяцы. Поэтому железной дороге невыгодно постоянно иметь такое количество вагонов, чтобы обеспечить этот спрос,- остальные 9 месяцев они будут простаивать", - говорит декан факультета управления пассажирских перевозок петербургского госуниверситета путей и сообщений Петр Рыбин. По его мнению, логистический центр ОАО "РЖД" функционирует крайне неэффективно. Он управляет только грузоперевозками и не учитывает пассажиропотоки. В частности, их зависимость от авиапотока.
Единственный реальный способ избавиться от дефицита - создание конкурентной среды. "Как только на рынке появятся несколько частных железнодорожных перевозчиков, они будут реагировать на спрос более гибко, - считает Петр Рыбин, - сейчас частные компании и РЖД активно развивают только элитное направление, где цена билета превышает 20 тыс. рублей в одну сторону".
Реально же в перевозках востребован низкий и средний ценовой сегмент. Именно поэтому несмотря на то, что агентства, предлагающие электронную продажу билетов, открывают доступ к ней на своих сайтах для всех желающих, на практике человек, желающий купить билет, не может это сделать. Личное общение с кассиром также вряд ли приблизит его к желанному отдыху. С мая по сентябрь билеты на поезда разлетаются за 15-20 минут после начала продаж.
По данным отдела региональной дирекции по обслуживанию пассажиров в поездах дальнего следования ОЖД, средняя заполняемость вагонов (на профессинальном языке - "пассажиронаселенность вагонов") составляет около 70%. Более того, если она превышает 70%, то к поездам прицепляют вагоны или пускают дополнительные составы. На направлении Петербург - Москва она традиционно составляет не менее 70%. В предпраздничные дни и дни важных событий (таких, как, например, экономический форум) - 90% и более.
Данные о пассажиронаселенности передаются через систему управления перевозками Экспресс-3, которая суммирует результаты продаж за неделю. Если наполняемость достигает 70%, руководство дороги принимает решение увеличить состав дополнительными вагонами или назначить дополнительные поезда.
Еще одной проблемой эксперты называют систему бронирования для госслужащих. Официально в РЖД говорят о том, что так бронируют только 5% билетов. На деле количество мест никак не регламентируется ни внутренними документами РЖД, ни федеральными законами. Проговаривается только возможность брони.
О том, как в условиях постоянного дефицита доставал билеты из Петербурга в Москву и обратно, рассказывает Роман Овчинников, руководитель отдела расследований "ДП": "Бороться с этим можно было только одним способом - покупать место в поезде с рук. В отличие от билетов, места были всегда. Мне продавали их все - начальники поездов, проводники, кассиры в кассах Ленинградского вокзала.
Стоит это все, между прочим, столько же, сколько в кассе. А сервис по продаже мест заботится о потребителе. Настоящим шоком для меня было, когда мне продал место в "Невском экспрессе" сотрудник транспортной милиции! Саша хорошо регулировал пассажиропотоки. Он сказал, к какому вагону подойти, какого проводника спросить и от кого ему представиться. Он успокоил меня, сказав, что едет этим же поездом, так что никаких проблем быть не должно. И оставил свой телефон на случай повторных заказов".