Прежде чем принять непопулярное решение, любому бизнесмену или топ-менеджеру стоит запастись набором инструментов, которые помогут убить сразу двух зайцев.
Настоящей школой принятия непопулярных решений стали многочисленные советские
фильмы. Их герои, несмотря на недовольство начальства и непонимание коллег,
внедряли новые системы посева урожая и инновационные методы работы. У
современных руководителей задача сложнее: с одной стороны, ситуация требует
немедленных и решительных действий, с другой – достаточно сложно спрогнозировать
реакцию персонала на внедрение любых изменений. А особенно тех, которые
непосредственно влияют на работу сотрудников.
"Самое простое – информируйте свой персонал о предстоящих изменениях, а также
о тех последствиях для сотрудников, которые изменения повлекут за собой, –
говорит директор по развитию ГК "Провокация роста" Елена Янкина. – Свяжите
результаты внедряемых изменений с выгодами сотрудников в будущем. Персоналу
важно не только понимать, какие перспективы ждут компанию после небольшого
периода "затянутых ремней", но и как это скажется на каждом сотруднике".
Хорошим нейтрализатором недовольства может стать старый и безотказный
психологический прием – просьба о помощи. По словам Елены Янкиной, это вызывает
ответное доверие. Если руководитель сохраняет открытую позицию, то персонал
понимает, что он не останется за бортом в результате изменений, и будет готов
поддержать нужные компании перемены.
Хорошего результата можно достичь, если руководитель лично обрисует
сотрудникам те цели, ради которых затеваются изменения. "В большинстве случаев
лояльные компании сотрудники стремятся к ее процветанию и понимают необходимость
изменений, если они оправданы бизнес-ситуацией", – поясняет Елена Янкина.
Однако она признается, что никакие "профилактические" меры не могут полностью
исключить вероятность оттока персонала. Поэтому руководителям необходимо заранее
спрогнозировать этот отток и продумать корректирующие действия. А Наталья Турко,
профконсультант клуба "Карьера", отмечает, что иногда непопулярные решения
топ-менеджеры принимают специально, чтобы выявить и отсеять нелояльных
сотрудников.
Иногда, чтобы добиться поставленной цели, приходится идти на крайнюю меру –
сменить целую команду и набрать новых людей, готовых играть по новым правилам.
Хороший менеджер не сразу решается на это: он сначала пытается научить людей,
проводит с ними беседы, объясняет, подтверждает свою позицию различными
аргументами – такие шаги оправданы, но они должны давать ощутимый эффект
достаточно быстро. В противном случае приходится менять команду. Иногда лучше
нанять людей, "не отягощенных" опытом работы по профилю, и научить их нужным
навыкам уже в компании. Таким образом выращивается новый лояльный коллектив.
"Принятие сложных решений, собственно, и есть ремесло менеджера. Ищите,
предлагайте, отказывайтесь, торгуйтесь и принимайте предложения! Действуйте!" –
призывает американский предприниматель, автор книг по менеджменту, основатель
компании Rich Dad's Organization Роберт Кийосаки.