Как принимать непопулярные решения

Автор фото: creative.usr.lg.ua

Прежде чем принять непопулярное решение, любому бизнесмену или топ-менеджеру стоит запастись набором инструментов, которые помогут убить сразу двух зайцев.

Настоящей школой принятия непопулярных решений стали многочисленные советские фильмы. Их герои, несмотря на недовольство начальства и непонимание коллег, внедряли новые системы посева урожая и инновационные методы работы. У современных руководителей задача сложнее: с одной стороны, ситуация требует немедленных и решительных действий, с другой – достаточно сложно спрогнозировать реакцию персонала на внедрение любых изменений. А особенно тех, которые непосредственно влияют на работу сотрудников.
"Самое простое – информируйте свой персонал о предстоящих изменениях, а также о тех последствиях для сотрудников, которые изменения повлекут за собой, – говорит директор по развитию ГК "Провокация роста" Елена Янкина. – Свяжите результаты внедряемых изменений с выгодами сотрудников в будущем. Персоналу важно не только понимать, какие перспективы ждут компанию после небольшого периода "затянутых ремней", но и как это скажется на каждом сотруднике".
Хорошим нейтрализатором недовольства может стать старый и безотказный психологический прием – просьба о помощи. По словам Елены Янкиной, это вызывает ответное доверие. Если руководитель сохраняет открытую позицию, то персонал понимает, что он не останется за бортом в результате изменений, и будет готов поддержать нужные компании перемены.
Хорошего результата можно достичь, если руководитель лично обрисует сотрудникам те цели, ради которых затеваются изменения. "В большинстве случаев лояльные компании сотрудники стремятся к ее процветанию и понимают необходимость изменений, если они оправданы бизнес-ситуацией", – поясняет Елена Янкина.
Однако она признается, что никакие "профилактические" меры не могут полностью исключить вероятность оттока персонала. Поэтому руководителям необходимо заранее спрогнозировать этот отток и продумать корректирующие действия. А Наталья Турко, профконсультант клуба "Карьера", отмечает, что иногда непопулярные решения топ-менеджеры принимают специально, чтобы выявить и отсеять нелояльных сотрудников.
Иногда, чтобы добиться поставленной цели, приходится идти на крайнюю меру – сменить целую команду и набрать новых людей, готовых играть по новым правилам. Хороший менеджер не сразу решается на это: он сначала пытается научить людей, проводит с ними беседы, объясняет, подтверждает свою позицию различными аргументами – такие шаги оправданы, но они должны давать ощутимый эффект достаточно быстро. В противном случае приходится менять команду. Иногда лучше нанять людей, "не отягощенных" опытом работы по профилю, и научить их нужным навыкам уже в компании. Таким образом выращивается новый лояльный коллектив.
"Принятие сложных решений, собственно, и есть ремесло менеджера. Ищите, предлагайте, отказывайтесь, торгуйтесь и принимайте предложения! Действуйте!" – призывает американский предприниматель, автор книг по менеджменту, основатель компании Rich Dad's Organization Роберт Кийосаки.