Китайский автопром не пускают в Россию

Российское правительство не дало санкцию на создание сборочного предприятия китайской автомобилестроительной корпорации Great Wall в особой экономической зоне "Алабуга". Об этом сообщила председатель совета директоров Great Wall Ван Фэнъин (Wang Fengying), передает "Интерфакс".

"В результате наши усилия пропали даром, российское правительство не удовлетворило нашу заявку и не санкционировало строительство сборочного завода", - подчеркнула Ван Фэнъин.
По ее словам, в Great Wall понимали сложности при создании такого завода, "поэтому последовательно выполняли все требования по подготовке большого количества документов, согласились с внесением изменений в первоначальные планы". "В частности, мы пошли на то, что готовы были обеспечить 50% локализации производства, построить новое производственное здание", - отметила глава компании.
Причинами отказа Ван Фэнъин считает нежелание некоторых крупных российских компаний иметь конкурента в России и предвзятое отношение к продукции китайского автопрома. "В отличие от Китая, как представляется, эти компании и предприятия имеют большое влияние на российское правительство, как политическое, так и экономическое. В результате правительство РФ, оберегая их интересы, не санкционировало строительство завода", - заявила она.
"Почему-то в России считают, что японское и немецкое - это хорошее, а китайское - отсталое. И никто в России не хочет видеть, что китайский автопром развивается очень высокими темпами как в количественном, так и в качественном отношениях", - отметила Ван Фэнъин.
По словам председателя совета директоров Great Wall, в компании рассчитывали, что российская сторона будет заинтересована в строительстве сборочного предприятия в "Алабуге", в которое планировалось инвестировать до $100 млн. "Это, как нам представлялось, отвечает интересам двух стран в области расширения и диверсификации форм российско-китайского торгово-экономического, и в частности инвестиционного сотрудничества", - подчеркнула она.
Ван Фэнъин сообщила, что с самого начала подготовки к реализации данного проекта Great Wall столкнулась с определенными трудностями, "преимущественно технического и бюрократического порядка". "При этом мы прекрасно видели заинтересованность представителей Татарстана, включая руководство республики, но сталкивались с препятствиями на федеральном уровне, в Москве", - отметила глава Great Wall.
О своем намерении создать сборочное производство в России Great Wall объявила в марте 2006 года. Планировалось, что китайская компания будет выпускать 50 тыс. автомобилей в год. Компания предполагала производить на заводе в ОЭЗ "Алабуга" 4 модели - три седана и внедорожник Hover - стоимостью от $10 тыс. до $25 тыс.
Правительство Татарстана и Great Wall 9 ноября 2006 года подписали протокол о намерениях по строительству завода в ОЭЗ "Алабуга". Объем инвестиций в рамках этого проекта оценивался в $70 млн. Доля китайской компании в СП должна была составить 75%, российская доля - 25%.
В конце марта 2007 Great Wall направила в МЭРТ РФ заявку на организацию автосборочного производства в рамках режима "промышленной сборки" в Татарстане, а также заявку в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) для получения статуса резидента ОЭЗ "Алабуга".