Бизнес выше религиозных споров

Автор фото: www.fap.ru

Серия межрелигиозных конфликтов, взволновавшая в конце марта мировую общественность, не отразилась на отношении друг к другу бизнесменов, исповедующих различные религии.

Межрелигиозный совет России (МСР) 2 апреля выразил обеспокоенность в связи с участившимися в последнее время случаями взаимного оскорбления чувств верующих представителями разных конфессий. Поводами для заявления МСР стали высказывание сопредседателя совета муфтия Нафигуллы Аширова об угрозе сионизма, а также распространение в интернете откровенно антиисламского фильма голландского политика Геерта Вилдерса "Фитна" (в переводе с арабского – "Раздор" или "Смута").
Между тем опрошенные "ДП" эксперты отметили, что конфессиональная принадлежность не становится предметом каких-либо распрей или ссор в деловых отношениях. "Никаких конфликтов между исповедующими различные религии бизнесменами нет, – заверил "ДП" председатель Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины Марк Грубарг. – Наоборот, думаю, верующие люди – неважно, о какой религии идет речь, – быстрее найдут общий язык друг с другом, им будет проще выстроить отношения".
Аналогичной точки зрения придерживается и бизнесмен, президент петербургской общественной организации "Общество Татарстан" Ринат Валиев. "Ни я, ни кто-то из моих знакомых предпринимателей-мусульман не слышал о конфликтах, произошедших между ними и, скажем, иудеями. В частных беседах, предполагаю, могут быть какие-то споры или дискуссии. Но они могут быть только между хорошо знакомыми людьми – вряд ли кто-то заведет речь об этом в ходе деловых переговоров".
"Некоторое время мне казалось, что к предпринимателям-мусульманам в Петербурге относятся плохо, – рассказывает исповедующий ислам частный предприниматель, владелец торгового павильона Мохаммед Хени. – Я подумал об этом, когда в городе начали везде закрывать ларьки и павильоны. Но потом, на митинге предпринимателей у Смольного, я понял, что это не так – там были люди разных национальностей и религий". По словам Рината Валиева, среди его деловых партнеров есть, по его догадкам, люди различных религий, однако открыто вопросы веры не обсуждаются. "Нам нечего делить, какая разница, кто мой партнер – мусульманин, христианин или иудей? Все мы братья, все мы верим в одного Бога", – считает он.
"Ни разу не слышал, чтобы кто-то из моих знакомых сказал: "Я поссорился с мусульманином" или "У меня конфликт с христианином", – говорит руководитель образовательного проекта "Бейт Талмуд" Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины Мойше Мендел Трескунов. – Ссорятся или конфликтуют с людьми, а не с религиями. Прерывать деловые отношения с человеком из-за принадлежности к разным религиям глупо. Кстати, в нашей пекарне сейчас идет подготовка к празднику Песах. И пресный хлеб, который мы едим, пекут в том числе мусульмане – их религия не запрещает это занятие".
"В мире бизнеса есть только две религии – порядочные, ответственные люди и непорядочные. Все остальное неважно", – убежден руководитель петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Эльгиз Качаев.