Привозить в Петербург, да и вообще в Россию, музыкантов, которые играют не поп и не рок, которые не мелькают в телевизоре и в отечественных газетах – рискованное дело. Даже если речь идет о мировых знаменитостях.
Как правило, за концерты классических музыкантов промоутерские компании
берутся не сразу. Чтобы заниматься классическими проектами, нужно заработать имя
и доверие спонсоров и администраций концертных площадок, а равно и иностранных
менеджеров, которые у мировых знаменитостей классического направления особенно
щепетильны. Большинство промоутеров, работающих в Петербурге, начинали с более
разрекламированных поп- и рок-исполнителей. В России хорошо работает Московская
Филармония, она проводит замечательные концерты. Владимир Спиваков и Валерий
Гергиев приглашают интересных артистов и певцов.
Фонд "Музыкальный Олимп" работает в широком диапазоне – от классики до джаза,
хотя заниматься организацией концертов учредители фонда тоже начали не сразу.
Первоначально фонд был создан для проведения международного молодежного
фестиваля "Музыкальный Олимп". И несмотря на то, что никаких глобальных планов у
его основателей не было, фестиваль распространился по всему миру. Сейчас есть
общество друзей "Музыкального Олимпа" в Швейцарии, в Америке, а концерты
фестиваля проходят в нью-йоркском Карнеги-холле. Через 5 лет после рождения
фестиваля появилось второе направление работы фонда – проект "Экспресс-линия
Санкт–Петербург – Москва" (организация концертов в двух столицах). "Это можно
сравнить с семьей – когда первый ребенок уже вырос, стал самостоятельным, можно
заводить второго, – рассказывает президент фонда "Музыкальный Олимп" Ирина
Никитина. – К тому времени у нас была налажена сеть контактов по всему миру: с
артистами, дирекциями концертных залов, менеджерами".
Кстати, сама Ирина Никитина не понаслышке знает о работе музыкантов, она не
только управленец, но и исполнитель – с 1987 года объездила весь мир,
гастролируя как пианистка. Президент фонда утверждает, что музыкальная карьера
очень помогает ей в работе с исполнителями. "Я их хорошо понимаю, – рассказывает
она. – Например, когда дело касается райдера (список требований музыкантов
организаторам туров – ред.), кто-то может подумать, что артист просто
капризничает, но на самом деле он просит то, что ему нужно для работы". Кстати
райдеры классических музыкантов, хоть и менее длинные, чем у поп- и рок-идолов,
но не менее трудновыполнимые и дорогие. Например, они соглашаются играть только
на определенном рояле или просят привезти свой рояль, как, например, Андраш
Шифф.
Гонорары мировых знаменитостей классической сцены тоже часто не уступают
запросам раскрученных в России рок- и поп-звезд. А вот собрать полный зал
серьезным музыкантам сложнее. "Звезды мирового уровня очень дорогие вне
зависимости от того, что они исполняют. Поп- и рок-исполнителя проще продать,
так как у них шире аудитория, а классического музыканта знает узкая аудитория",
– рассказывает представитель одной из промоутерских компаний Петербурга.
С такой проблемой сталкиваются все, кто привозит в Россию классику. Многие
имена, знакомые зрителям за рубежом, неизвестны у нас. Это одна из причин,
почему артисты мирового уровня так редко к нам заглядывают – в среднем раз в три
года. "Наша опора – те меломаны, которые и раньше слушали этих исполнителей еще
на виниле и действительно разбираются в музыке. Мы хотим ориентировать нашу
публику сейчас, когда наблюдается вхождение шоу-бизнеса в культуру. Стараемся
привозить настоящих артистов, обладающих такой энергией, которой недостает
русским исполнителям". Это мировые знаменитости – исполнители не только
классики, но и джаза, этно: трио Жака Лусье, Бобби Макферрин, Дайана Кролл,
театр танца "Момикс", Барбара Хендрикс, Андраш Шифф, Венская филармония,
Анне-Софи Муттер, Йо-Йо Ма, Даниэль Баренбойм, Мизия и другие. Многие из них
появляются в России впервые.
Гонорары этих артистов колеблются от $5 тыс. до $1 млн. "Гонорары миллион и
выше мы в своей среде называем аморальными", – шутит Ирина Никитина. Чтобы
позволить себе привозить таких исполнителей и давать возможность слушать их
широкой публике, промоутеры вынуждены искать спонсоров. "Искусство не выживает
без социальной ответственности бизнеса за него. Ни один западный фестиваль не
существует на самоокупаемости, – рассказывает Ирина Никитина, – мы вообще не
употребляем таких выражений, как "отбили деньги, не отбили деньги", наши
спонсоры понимают: когда они дают деньги на искусство, то это вклад в культуру
нашей публики".
К спонсорам тоже подходят избирательно. Участие в подобном проекте – большая
ответственность, все переговоры ведутся задолго до самого концерта. Например, о
концерте Бобби Макферрина, который состоится 26 июня в Москве и 29 июня в
Петербурге, договоренность была уже в 2005-м, на концерт Йо-Йо сейчас можно
договориться только на 2014 год.
К счастью, последние пару лет интерес к качественной музыке в России резко
возрос. Сейчас на концерты стремятся попасть не только люди, близкие к музыке,
но и широкая публика, в том числе и очень состоятельная. Роберто Аланья, Момикс
собирают целые залы, Бобби Макферрин – всегда аншлаг.
В крупных компаниях становится модно приглашать на корпоративные закрытые мероприятия именно классических музыкантов. Причем, по словам профессиональных промоутеров, именно эта тенденция очень "портит рынок". В России за корпоративные выступления звездам переплачивают в два-три раза по сравнению с западным ценником. Запросы звезд не лучшим образом сказываются на работе организаторов общедоступных концертов.
В крупных компаниях становится модно приглашать на корпоративные закрытые мероприятия именно классических музыкантов. Причем, по словам профессиональных промоутеров, именно эта тенденция очень "портит рынок". В России за корпоративные выступления звездам переплачивают в два-три раза по сравнению с западным ценником. Запросы звезд не лучшим образом сказываются на работе организаторов общедоступных концертов.