Звезды классики с русских берут втройне

Привозить в Петербург, да и вообще в Россию, музыкантов, которые играют не поп и не рок, которые не мелькают в телевизоре и в отечественных газетах – рискованное дело. Даже если речь идет о мировых знаменитостях.

Как правило, за концерты классических музыкантов промоутерские компании берутся не сразу. Чтобы заниматься классическими проектами, нужно заработать имя и доверие спонсоров и администраций концертных площадок, а равно и иностранных менеджеров, которые у мировых знаменитостей классического направления особенно щепетильны. Большинство промоутеров, работающих в Петербурге, начинали с более разрекламированных поп- и рок-исполнителей. В России хорошо работает Московская Филармония, она проводит замечательные концерты. Владимир Спиваков и Валерий Гергиев приглашают интересных артистов и певцов.
Фонд "Музыкальный Олимп" работает в широком диапазоне – от классики до джаза, хотя заниматься организацией концертов учредители фонда тоже начали не сразу. Первоначально фонд был создан для проведения международного молодежного фестиваля "Музыкальный Олимп". И несмотря на то, что никаких глобальных планов у его основателей не было, фестиваль распространился по всему миру. Сейчас есть общество друзей "Музыкального Олимпа" в Швейцарии, в Америке, а концерты фестиваля проходят в нью-йоркском Карнеги-холле. Через 5 лет после рождения фестиваля появилось второе направление работы фонда – проект "Экспресс-линия Санкт–Петербург – Москва" (организация концертов в двух столицах). "Это можно сравнить с семьей – когда первый ребенок уже вырос, стал самостоятельным, можно заводить второго, – рассказывает президент фонда "Музыкальный Олимп" Ирина Никитина. – К тому времени у нас была налажена сеть контактов по всему миру: с артистами, дирекциями концертных залов, менеджерами".
Кстати, сама Ирина Никитина не понаслышке знает о работе музыкантов, она не только управленец, но и исполнитель – с 1987 года объездила весь мир, гастролируя как пианистка. Президент фонда утверждает, что музыкальная карьера очень помогает ей в работе с исполнителями. "Я их хорошо понимаю, – рассказывает она. – Например, когда дело касается райдера (список требований музыкантов организаторам туров – ред.), кто-то может подумать, что артист просто капризничает, но на самом деле он просит то, что ему нужно для работы". Кстати райдеры классических музыкантов, хоть и менее длинные, чем у поп- и рок-идолов, но не менее трудновыполнимые и дорогие. Например, они соглашаются играть только на определенном рояле или просят привезти свой рояль, как, например, Андраш Шифф.
Гонорары мировых знаменитостей классической сцены тоже часто не уступают запросам раскрученных в России рок- и поп-звезд. А вот собрать полный зал серьезным музыкантам сложнее. "Звезды мирового уровня очень дорогие вне зависимости от того, что они исполняют. Поп- и рок-исполнителя проще продать, так как у них шире аудитория, а классического музыканта знает узкая аудитория", – рассказывает представитель одной из промоутерских компаний Петербурга.
С такой проблемой сталкиваются все, кто привозит в Россию классику. Многие имена, знакомые зрителям за рубежом, неизвестны у нас. Это одна из причин, почему артисты мирового уровня так редко к нам заглядывают – в среднем раз в три года. "Наша опора – те меломаны, которые и раньше слушали этих исполнителей еще на виниле и действительно разбираются в музыке. Мы хотим ориентировать нашу публику сейчас, когда наблюдается вхождение шоу-бизнеса в культуру. Стараемся привозить настоящих артистов, обладающих такой энергией, которой недостает русским исполнителям". Это мировые знаменитости – исполнители не только классики, но и джаза, этно: трио Жака Лусье, Бобби Макферрин, Дайана Кролл, театр танца "Момикс", Барбара Хендрикс, Андраш Шифф, Венская филармония, Анне-Софи Муттер, Йо-Йо Ма, Даниэль Баренбойм, Мизия и другие. Многие из них появляются в России впервые.
Гонорары этих артистов колеблются от $5 тыс. до $1 млн. "Гонорары миллион и выше мы в своей среде называем аморальными", – шутит Ирина Никитина. Чтобы позволить себе привозить таких исполнителей и давать возможность слушать их широкой публике, промоутеры вынуждены искать спонсоров. "Искусство не выживает без социальной ответственности бизнеса за него. Ни один западный фестиваль не существует на самоокупаемости, – рассказывает Ирина Никитина, – мы вообще не употребляем таких выражений, как "отбили деньги, не отбили деньги", наши спонсоры понимают: когда они дают деньги на искусство, то это вклад в культуру нашей публики".
К спонсорам тоже подходят избирательно. Участие в подобном проекте – большая ответственность, все переговоры ведутся задолго до самого концерта. Например, о концерте Бобби Макферрина, который состоится 26 июня в Москве и 29 июня в Петербурге, договоренность была уже в 2005-м, на концерт Йо-Йо сейчас можно договориться только на 2014 год.
К счастью, последние пару лет интерес к качественной музыке в России резко возрос. Сейчас на концерты стремятся попасть не только люди, близкие к музыке, но и широкая публика, в том числе и очень состоятельная. Роберто Аланья, Момикс собирают целые залы, Бобби Макферрин – всегда аншлаг.
В крупных компаниях становится модно приглашать на корпоративные закрытые мероприятия именно классических музыкантов. Причем, по словам профессиональных промоутеров, именно эта тенденция очень "портит рынок". В России за корпоративные выступления звездам переплачивают в два-три раза по сравнению с западным ценником. Запросы звезд не лучшим образом сказываются на работе организаторов общедоступных концертов.