Ученые нарисовали сценарии финансового кризиса в РФ

Москва (<a href="http://ru.reuters.com/news/business">Рейтер</a>) - Российской экономике в среднесрочной перспективе грозит либо перегрев, либо спекулятивная атака иностранных инвесторов на валюту, акции, деривативы или долги; чтобы не дать реализоваться этим сценариям, <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/28451" target=_blank>Центробанку РФ</a> предстоит найти золотую середину между войной с инфляцией и борьбой с "финансовой инфекцией" с Запада, считают авторы национального доклада "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия".

Авторы доклада – ректор Финансовой академии при правительстве РФ Михаил Эскиндаров и директор института финансовых рынков Финансовой академии Яков Миркин – во вторник утром проведут презентацию своего труда, тезисы из которого они ранее опубликовали в "Российской газете".
"По насыщенности экономики деньгами и финансовыми инструментами Россия находится примерно на 50–60-м месте в мире. В конце 2007 года денежная масса по отношению к ВВП составляла у нас 40%, а в Китае – более 160% при инфляции в два раза меньше, чем в России. Вместе с тем, по оценке, 40–50% роста финансового сектора имеет спекулятивный характер. И как следствие этого – в ближайшие 3–4 года будет расти концентрация рисков – кредитного, процентного, рыночного, валютного, ликвидности", – пишут авторы в статье.
<b>По мнению ученых</b>, риски перегрева финансового рынка РФ и его уязвимость для спекулятивных атак будут нарастать в ближайшие годы.
<b>Они приводят статистику:</b> в 2000–2007 годах при росте ВВП в текущих ценах в 4,3 раза денежная масса увеличилась в 8 раз, а внешний долг реального сектора – в 9,7 раза. Одновременно кредиты банков экономике и населению выросли в 12 раз, внешний долг банков – в 14 раз, срочные сделки банков – в 14,6 раза, а капитализация рынка акций – в 15 раз.
<b>Кредиты экономике и населению </b>сейчас равны примерно 50% ВВП, внешний долг банков и корпораций – 30%, срочные сделки банков – 15%.
<b>"Это далеко не "мыльный пузырь</b>", до него еще нужно дорасти. Но если финансовые конструкции экономики будут громоздиться такими же темпами, как в 2006–2007 годах, то и до греха недалеко", – предупреждают ученые.
<b>Сценарии развития</b>
Эскиндаров и Миркин рисуют два возможных сценария. Первый – перегрев экономики.
"Либерализация счета капиталов, укрепление курса национальной валюты и высокая доходность внутреннего рынка привлекают на российский рынок поток иностранных "горячих денег", стимулируют арбитраж резидентов между внешними заимствованиями и сверхдоходными рублевыми активами. Это классический сценарий перегрева финансового сектора и подготовки кризиса", – пишут ученые.
По их мнению, взрывной рост закончится тем, что в каком-то "углу" рынка риски станут очень высокими, начнется цепная реакция потерь, передаваемых с усилением от одних контрагентов другим.
"Это может случиться в кредитах, акциях, облигациях, деривативах – заранее не скажешь. Эти круги по воде будут многократно усилены бегством инвесторов и вкладчиков с рынка. Результат – системный риск, финансовый кризис", – считают ученые, приводя в пример ипотечный кризис 2007 года в США и Западной Европе.
Другой среднесрочный сценарий кризиса – спекулятивная атака.
"Если при разогретом финансовом рынке российская экономика пошатнется в одной из своих основ (бездефицитный бюджет, торговый баланс с плюсом, высокие финансовые резервы, устойчивый рост) и нерезиденты сочтут ее слабейшей в стае, атака на валюту, акции, деривативы или долги неизбежна", – уверены авторы статьи.
Если серьезно снизятся цены на российское сырье, в течение 4–6 месяцев начнутся неприятности, прогнозируют они.
При массированной игре на понижение короткие позиции глобальных инвесторов, по оценкам ученых, могут достигать 3–7% ВВП (с последующим бегством капиталов, обрушением национальной валюты и запуском механизма финансового кризиса).
Подобное было в Аргентине (1978–1981 годы), Великобритании (1992 год), Мексике (1994–1995 годы), Азии (Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Корея, Гонконг (1997–1998 годы), Бразилии (1998–1999 годы).
Архитектура российского финансового рынка делает его уязвимым к классическим кризисным сценариям – слабая капитализация институтов, олигополия сочетаются со сверхконцентрацией денег в Москве, с зависимостью от внешних инвесторов, многолетним ралли в акциях, кредитным бумом с нарастанием проблемных долгов, быстрым ростом срочных сделок банков.
"Многие годы эмиссия рублей производится, по существу, против внешних заимствований", – отмечают ученые.
<b>Что делать?</b>
Стоит ли превращать финансовый рынок в крепость "Россия" или же, наоборот, продолжать политику последних лет – вывода избыточной ликвидности и накопления валютных долгов, задаются вопросом авторы.
"Лучше бы найти золотую середину между этими крайностями. Во-первых, создать систему мониторинга рисков финансового кризиса и планы чрезвычайных действий Банка России, Минфина, ФСФР. Существуют ли эта система и планы – никто не знает. Как будут действовать денежные власти и финансовые регуляторы в час "Х", если он наступит, готовы ли они к нему – тоже неизвестно", – отмечают ученые.
Они рекомендуют денежным властям настойчиво убеждать рынок в том, что он будет всегда поддержан в случае системных шоков, и эмиссия не будет прекращаться для борьбы с инфляцией в моменты, когда финансовый сектор нуждается в ликвидности.
Нужно создать систему публичной отчетности об уровне финансовой стабильности в стране, считают ученые.
Еще одной мерой может стать последовательное укрепление роли внутреннего спроса на финансовые активы, увеличение его объемов опережающими темпами, создание более сбалансированной структуры финансовых ресурсов.
Предлагается стимулировать длинные деньги, капитализировать отечественные финансовые институты, снижать стоимость денег внутри страны и тем самым бороться с инфляцией.
"Создавать дешевые источники ликвидности для банков и реальной экономики. Бороться с олигополией, фрагментарностью, низкой эффективностью финансового рынка. Консолидировать инфраструктуру рынка. Достраивать финансовый мегарегулятор, способный защитить инвесторов. Выгодно вкладывать деньги государства дома на публичных рынках, держа за границей минимальные резервы", – отмечают ученые.
По их мнению, все эти рецепты не имеют инфляционного характера, поскольку они направлены на замещение денег, пришедших в экономику РФ в форме внешних долгов.
"Они лишь исправляют ситуацию, в которой при проведении политики стерилизации денежной массы государственные средства, вложенные за рубежом с низкой доходностью, были замещены взрывным ростом внешнего долга банков и корпоративного сектора. То есть вводом чужой ликвидности в экономику России", – считают ученые.
Авторы видят спасение и в превращении Москвы в финансовый центр и создании в России льготных финансовых зон в приморских городах, которые могут стать новыми полюсами интеграции для развивающегося мира и еще одним знаком укрепления роли и конкурентоспособности рыночной экономики страны.