Впервые католическая церковь пересмотрела перечень смертных грехов

Впервые за многовековую историю католическая церковь пересмотрела перечень смертных грехов. К семи известным ранее – гордыне, зависти, обжорству, похоти, гневу, алчности и унынию – Ватикан добавил еще семь.

<b>Информация об этом</b> появилась в официальной газете Ватикана L'Osservatore Romano и вызвала в христианском мире отклик гораздо больший, чем последняя энциклика Папы Бенедикта XVI. Разумеется, речь не идет об официальном документе на манер нормативных актов, публикуемых в "Российской газете". Имело место обычное интервью с архиепископом Джинфранко Джироти, главой Апостольского пенитенциария – органа, ведающего вопросами исповеди. Он жаловался, что итальянские католики почти перестали ходить к исповеди. Потом заявил, что Бога оскорбляют не только когда "воруют, кощунствуют или желают чужую жену, но и когда разрушают природу, проводят манипуляции с ДНК или эмбрионами, употребляют наркотики, чрезмерно обогащаются, увеличивая социальную несправедливость".
<b>В первоначальном виде</b> список грехов, которые православие называет главными, а католицизм – смертными, сложился к VII веку, а распространение получил благодаря трудам средневекового богослова и философа Фомы Аквинского. Христиане пока не договорились, в чем смысл смертного греха, и конфессии толкуют его по-разному. Самое наивное объяснение состоит в том, что если человек предается какому-то греху, скажем, похоти, то за это и умрет.
<b>"Семь грехов </b>соответствуют семи добродетелям. Смертные грехи ведут к смерти в самом глубоком смысле: человек может грешить и существовать физически, но его бытие как великолепного, созданного для вечности образа Божия ставится под вопрос", – поясняет настоятель храма Федоровской иконы Божьей Матери отец Александр Сорокин.
<b>Как теперь изменится жизнь</b> миллиардеров-католиков из списка Forbes, пока неизвестно. Возможно, тарифы на индульгенцию резко повысятся, а может, вообще будут привязаны к ценам на энергоносители (неофициально, конечно). "Евангелие не осуждает богатство, – говорит отец Александр Сорокин. – Если человек богат, это не значит, что кто-то у него будет стоять над душой и клевать в темя: "Ты должен, ты должен". Что бы ни говорила католическая церковь или православная (да какая угодно), на эти слова реагирует только тот, кто считает, что они обращены к его совести".
<b>Один из самых богатых людей</b> в Петербурге, совладелец крупной компании, к которому мы обратились за комментарием, прослыть грешником не боится и называет новацию Ватикана "полной чушью". "Какое это к нам имеет отношение?" – ответил он вопросом на вопрос.
<b>"Необходимо разобраться,</b> что конкретно имеет в виду Ватикан. В одном месте говорится о манипуляциях с генами, а в другом – с генами человека. В Ватикане пользуются услугами ученых-консультантов, вряд ли они наложат запрет на все работы с генами человека", – считает доцент кафедры генетики и селекции СПбГУ Ирина Бузовкина.
<b>Отец Александр Сорокин</b> считает, что православие не будет ни перенимать ватиканский список грехов, ни создавать альтернативный. "Такой тип общения с верующими при помощи формул и казусов свойствен католикам, но не нам", – отметил он.
<b>По словам</b><b> известного петербургского богослова</b> доктора исторических наук Александра Мусина, в западном обществе любые попытки навязать нравственные критерии извне воспринимаются как попытки суда над личностью, говорить об этом в нашем обществе нет оснований:
<b>"Политика ватиканского</b> еженедельника такова, что в сети он недоступен. Поэтому приходится ориентироваться на комментарии. Количество новых "грехов" колеблется в них от 10 до 14. Может, никакого списка и не было? К смертным грехам давно причислены аборт, контрацепция, лжесвидетельство, измена.
<b>Но единственный непростительный </b>грех, согласно загадочному месту из Евангелия от Матфея, это "хула на Святого Духа". Думаю, прелат не пытался увеличить список "смертных грехов". Он просто попытался показать, что современные общественные проблемы и индивидуальные поступки вполне укладываются в сформулированные в Средневековье семь универсалий".
<b>Впрочем, римскому архиепископу</b> далеко до нашей московской патриархии с ее "Сводом нравственных принципов и правил хозяйствования". В этом своде были официально закреплены грехи "увода капитала в офшоры" и "создания схем ухода от налогов", а принят он был на VIII Всемирном русском народном соборе в феврале 2004 года, сразу после арестов по делу "ЮКОСа".<br><i>Ирина Силачева, Нина Астафьева, "ДП"</i><i></i>