В Думе ищут управу на "бархатную деприватизацию"

Очередной раунд борьбы с рейдерством объявили в среду в Госдуме. Парламентарии во главе с председателем комитета по собственности Виктором Плескачевским намерены "почистить" действующее законодательство, лишив "захватчиков" возможности использовать легальные схемы для отъема чужой собственности.

<b>Ежегодно в стране</b> происходит до пяти тысяч акций по захвату предприятий, рассказал вице-президент Российско-торгового союза Николай Харченко. По его словам, оценки торгово-промышленной палаты еще выше - восемь тысяч в год. "В итоге до 10% российской экономики находится в стадии обороны от рейдеров", - сделал вывод эксперт.
<b>Приманкой для "захватчиков"</b> в последнее время оказались, по его словам, научно-исследовательские институты. "У них остались большие здания, но нет ни юридических служб, ни служб безопасности", - сказал Харченко.
<b>Изменился не только перечень</b> объектов для притязания со стороны преступников, но и механизмы отъема чужой собственности, рассказал в свою очередь глава думского Комитета по собственности Виктор Плескачевский. С тех пор, как в 2002 году внесли поправки в закон о банкротстве, рейдеры перестали пользоваться приемом банкротства предприятий и помимо чисто криминальных перешли на вполне легальные схемы - скупку акций, смену руководства предприятия и т.д., отметил парламентарий.
<b>Повод себя разорить </b>во многом дают и сами собственники, считает Плескачевский. "Иммунитет собственника в России слабый", - отметил депутат. Небрежность к своему добру лучше всего прослеживается в отношении к реестру акционеров, привел пример глава комитета.
<b>"Эта смерть Кощея</b> на кончике иголочки - главное доказательство участия в собственности - валяется где попало: в бухгалтерии или несгораемом шкафу!, - возмутился Плескачевский. - А потом приходят в субботу на предприятие небритые мужчины и сжигают этот реестр! И шансов после такого доказать, что вы владелец, очень мало".
<b>90-95% всех захватов</b> начинается именно с манипулирования реестром, подчеркнул парламентарий. Дальше классическая схема выглядит так: в судебном порядке отменяется решение совета директоров, снимается с должности новый гендиректор и возвращается старый, который оформляет пачку доверенностей и исчезает с ней в никуда. А потом на предприятие высаживается "десант" из нанятых сотрудников ЧОПов и за две недели разбазаривает все, что только можно.
<b>Противодействовать рейдерам</b> в Думе собираются сразу по нескольким направлениям. По словам Плескачевского, первым делом парламентарии дадут в законе новое определение реестра, а договор на его ведение сделают по форме больше напоминающий агентский. "Чтобы все было формализовано, как в билете на самолет, и ничего не впишешь лишнего", - привел пример парламентарий.
<b>"Утечке" реестров </b>на "черный рынок" законодатели обещают воспрепятствовать, усилив уголовную ответственность для чиновников, а также эмитента и самого регистратора.
<b>Всерьез возьмутся и за тех</b>, кто подает на регистрацию "липовые" документы, а служащие, не разобравшись, выдают на них подлинные свидетельства. "Захват частной собственности должен быть приравнен к мошенничеству и другим уголовным преступлениям", - заметил в связи с этим зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков.
<b>Поправки, как ожидается</b>, будут внесены в Госдуму за подписью депутатов уже в ближайшее время.