19:4406 февраля 200819:44
2просмотров
19:4406 февраля 2008
Депутаты Госдумы в очередной раз расширили перечень продукции, подлежащей обязательному лицензированию. На этот раз у законодателей руки дошли до тех, кто занимается тиражированием компьютерных программ и баз данных.
<b>Поправки, принятые Госдумой</b> в первом чтении, вносятся в ст. 17 федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривают необходимость получения лицензий на "воспроизведение экземпляров программ для ЭВМ, баз данных на оптических носителях и магнитной ленте".
<b>"Действующим законодательством</b> не предусмотрено лицензирование деятельности по тиражированию компьютерных и игровых программ, электронных энциклопедий, словарей и т.д., - отмечается в пояснительной записке к документу. - Данные объекты авторского права распространяются в основном на оптических носителях и изготовление их экземпляров осуществляется на том же производственном оборудовании, которое используется для тиражирования аудиовизуальных произведений и фонограмм".
<b>Необходимость получения</b> лицензии не распространяется на программы для ЭВМ и базы данных, изготовление экземпляров которых предусматривается публичным договором - лицензионным соглашением на право их использования.
<b>Как заявил, выступая в Госдуме,</b> замминистра культуры Павел Пожигайло, "тиражирование компьютерных программ и "игрушек" выпало из сферы действия закона о лицензировании, хотя изготовление экземпляров мультимедийной продукции осуществляется на том же оборудовании, что и аудиовизуальные произведения".
<b>А значит, по его словам</b>, это оборудование может работать в двойном режиме, выпуская в дневную смену лицензионную продукцию, а в ночную - контрафакт.
<b>"Под видом компьютерных программ</b> то же оборудование могло выпускать те же произведения, но уже без штампов, а потом продавать их на пиратском рынке", - сказал он. В министерстве объем потенциальной пиратской продукции оценили в 60 млн дисков в месяц.
<b>Обычным гражданам</b>, копирующим диск для друга, или фирмам, переписывающим программы обучения для всего офиса, получать лицензию не нужно, пояснил Пожигайло.
"<b>Получать лицензию надо</b> в том случае, если заключается договор с заказчиком тиража, - сказал он. - Если вы сочинили песню, записали ее на компьютере, подарили своим друзьям, то вы не попадаете под действие закона. А если вы воспроизвели уже какое-то количество дисков и пошли их продавать - другое дело".
<b>Виктор Плескачевский,</b> глава думского комитета по собственности (фракция "Единая Россия"), в свою очередь пояснил, что в новой, четвертой части Гражданского кодекса, которая вступила в силу 1 января 2008 года, уже предусмотрено, что при заключении договора на выпуск продукции автоматически требуется получение лицензии.
"<b>Все, что выходит за рамки </b>этого договора, называется контрафактом", - подчеркнул он. - Более того, сейчас в правительстве завершается разработка проекта по противодействию изготовлению и распространению контрафактной продукции, где меры такой ответственности еще более усиливаются".
<b>Законопроект вызвал критику</b> со стороны ряда депутатов.
<b>"В принципе, вся пиратская</b> продукция делается уже на лицензированных предприятиях. Не направлен ли этот закон, наоборот, на третьих лиц, которые, скажем, в предвыборной кампании, не на лицензированном, а сами на собственном оборудовании делают DVD и распространяют среди избирателей?", - задался вопросом депутат от фракции КПРФ Николай Коломейцев.
<b>В ответ Пожигайло заявил</b>, что наоборот, как раз отсутствие лицензирования позволяет иметь два комплекта оборудования. Одно производит программу, другое - диски. "Если будет введено лицензирование, то на дисках, которое производит это оборудование будет стоять такой же штамп, как на аудиовизуальном произведении. Это позволит вычислить, на каком оборудовании что было произведено", - сказал замминистра.
<b>Те, кто нелегально производят </b>диски, будут просто брать коробку и засовывать туда нелегально сделанные копии на этих развалах. В итоге пострадают те, кто производит легально", - заявил депутат Сергей Иванов (фракция ЛДПР).
<b>"Закон регулирует не продажу</b>, а деятельность по производству, - ответил ему Плескачевский. - Мы пытаемся найти меры с минимальными потерями для легального бизнеса, которые, тем не менее, стали бы препятствием на пути крупнейших потоков нелегальной продукции".
<b>"Лицензионный диск стоит в Думе</b> 350 руб., а на улице через 20 метров - нелицензионный - 100 руб. Качество примерно одинаковое, и покупатель, конечно, выберет пиратский диск. И какие бы на нем ни ставили штампы, как бы мы ни ужесточали меры, все равно эти диски будут продаваться. Есть спрос. Более правильный путь - ставить не штампы, а добиваться удешевления производства этих дисков. Все остальное - от лукавого", - не согласился с доводами главы комитета депутат-коммунист Владимир Федоткин.