Беспробудные мечтатели и крестные отцы

Опера «Сельская честь» Пьетро Масканьи в Михайловском театре. Постановка Лилианы Кавани.

От рассвета до заката
25 января в Михайловском театре премьера - опера «Сельская честь Пьетро Масканьи. Постановка, которую в 1996 г. сделала для фестиваля в Равенне Лилиана Кавани, получает новую жизнь усилиями Марины Бьянки, ассистировавшей легендарному кинорежиссеру. Кавани мы знаем в первую очередь как автора фильма «Ночной портье. А мрачноватая страстность «Сельской чести пришлась впору «Крестному отцу - в третьей части киноромана, где действие происходит на Сицилии, звучат основные темы этой оперы.
«Сельская честь была написана до того, как кино стало важнейшим из искусств. Она создавалась для конкурса одноактных опер, объявленного миланским нотным издательством.
Впервые показанная в 1890 г. в Риме, опера имела оглушительный успех.
«Загорается спичка, она долго горит, огонь начинает жечь пальцы... Бедная Сантуцца, она не ждет этого удара. Важно, чтобы она успела увернуться, когда Альфио замахивается... Только теперь он может отбросить сигару, - на репетициях Марина Бьянки выстраивает действие и поведение исполнителей на сцене по кинематографическим законам, уделяя внимание каждому жесту, каждой детали. «В Италии мы целый день потратили на то, чтобы правильно зажечь или затушить спичку, - вспоминает она совместную работу с Кавани.
Действие оперы происходит в небольшом городке на Сицилии. «Он и сейчас остался таким же, - утверждает режиссер, - сохранил свой уклад и жизненные ценности. Там и сейчас считают, что подлость хуже, чем преступление. И если мафиози - это просто преступники, то их преследователи и судьи - подлецы. Тем не менее постановщики не поддались искушению перенести действие в наши дни и сохранили реалии конца ХIХ в. К примеру, Альфио остался возчиком, а не превратился в водителя грузовика. Все события происходят в один день - с рассвета до заката. Пасхальное воскресенье стало рамой для бурной истории. Любовь, измена, ревность, месть - и за кадром, то есть за сценой, - трагическая развязка.
Оперный спектакль, сделанный в кинематографической стилистике, предъявляет повышенные требования к исполнителям. От них помимо яркого вокала требуется естественное поведение. Марина Бьянка подчеркивает, что скрупулезность, с которой она воспроизводит постановку Лилианы Кавани, не отменяет максимального использования фактуры и природных качеств артистов. На премьере Сантуццу споет Карина Григорян («Геликон-опера), Туридду - Олег Кулько (Большой театр), в последующих спектаклях планируется участие народной артистки Украины Татьяны Анисимовой. Музыкальный руководитель и дирижер - Даниэле Рустиони. Автор декораций Лейла Фтейта, художник по костюмам Габриэлла Пескуччи. Ни то ни другое театр не стал брать в аренду, а изготовил самостоятельно. Есть все основания считать, что «Сельская честь войдет в основной репертуар. Да и партия Сантуцци у Елены Образцовой, художественного руководителя оперы, всегда была в числе самых любимых.
Ледниковый Фокин
«Женитьба, четвертый спектакль, выпущенный Фокиным на сцене Александринки, - самая удачная его питерская постановка. После балаганного дурновкусия «Ревизора и «Двойника, вслед за холодным умозрительным «Живым трупом, Фокин выпускает спектакль яркий, смешной, интересный, хотя и грешащий парой-тройкой дешевых приемчиков «на публику.
Гоголя, читая которого облизываешься от удовольствия и покрякиваешь, почти невозможно поставить смешно. Вкусный, сочный, беззастенчивый гоголевский язык, попав на сцену, увядает, словно сорванный цветок украинской мальвы. Какое нужно режиссерско-актерское колдовство, чтобы оживить его, никто не знает точно. Гоголь, совсем как барышня «из бывших, любит тонкое обращение, не терпит грубости, сальностей, нахрапа. Открывая зрителю нежный лиризм и грустную иронию «Женитьбы, Фокин открывает и новую страницу в собственном творчестве. С этой премьеры он уже не лощеный «московский гость, а петербургский режиссер, готовый к умному диалогу со зрителем.
«Женитьба иронически рифмуется с ледовыми телешоу, и эта метафора чуть больше театральной. Сознание зрителя серьезно изменилось за последние годы, и Фокин учитывает это. Прием выстроен «по-честному - артисты даже освоили элементы фигурного катания. Каток на сцене - вполне обоснованная часть концепции. Скольжение героев придает спектаклю стремительность и легкость, переводя план действия с сатирически-бытового в надземный, метафизический. Мечтательница Агафья Тихоновна в исполнении хрупкой красавицы Юлии Марченко бежит и бежит по кругу своей жизни, ограниченной тесным мирком купеческого дома. Окружность декорации, встроенной Александром Боровским, неизменно возвращает Подколесина (Игорь Волков) в уютный угол собственной квартиры, на диван, под атласное одеяло. Он мечтатель не менее страстный, чем его невеста, и пуще, чем она, боится несовпадения воображаемого счастья с реальностью. Гоголевский Яго - Кочкарев в исполнении Дмитрия Лысенкова - фантазер, наделенный деятельной энергией. Направлена эта энергия, как и следует у русского человека, на воплощение вдруг засевшей в голове идеи - женить приятеля. Идея эта съедает Кочкарева как лихорадка, до той минуты, пока не увлечется он какой-то новой. Пожалуй, главной неудачей фокинской «Женитьбы стал так называемый «фальстафовский фон - сеть второстепенных персонажей и сюжетов, которая так фантастически смешна и ярка у Гоголя. Алкогольный ступор свахи и Степана, слуги Подколесина, убивает добрую часть текста, вызывая лишь раздражение: смеяться над беспробудным пьянством русского народа как-то давно уже не хочется.
«Женитьба по Николаю Гоголю в Александринском театре. Режиссер Валерий Фокин.
Трое гоголевских мечтателей - Агафья Тихоновна (Юлия Марченко), Подколесин (Игорь Волков) и Кочкарев (Дмитрий Лысенков) в спектакле «Женитьба.
фото: архив «дп