15:2924 января 200815:29
7просмотров
15:2924 января 2008
Разговоры об отмене моратория на смертную казнь в России то затихают, то возобновляются с новой силой после очередного поражающего своей жестокостью преступления. Одним из последних поводов для возвращения к этим спорам стал процесс рецидивиста Дмитрием Вороненко.
<b>Он был арестован летом прошлого года после убийства </b>десятилетней девочки в Петроградском районе. Тут же выяснилось, что подозреваемый на тот момент имел уже несколько судимостей (последняя – за серию изнасилований). И недавно досрочно вышел из тюрьмы. Дальнейшее следствие выявило причастность Вороненко еще к трем изнасилованиям и убийствам. И все это – меньше чем за год.
<b>Этот случай стал поводом для критики всех надзорных ведомств</b>, которые должны были контролировать похождения недавнего арестанта, выпущенного на условно-досрочное освобождение, и миграционной службы, допустившей, что гражданин Украины, выйдя из тюрьмы в Петербурге, не был выслан на родину, а продолжал жить в этом городе и убивать его жителей.
<b>Предварительные слушания по делу Вороненко</b> совпали с днем, когда самый известный российский "народный" мститель Виталий Калоев был назначен на пост заместителя министра строительства Северной Осетии.
<b>"Как юрист я против</b> смертной казни. Но, когда журналисты спрашивают меня, как бы я поступил, если б убили моего ребенка, честно отвечаю: разобрался бы с убийцей сам, будь такая возможность, – солидарен с Калоевым известный ученый-криминолог и противник расстрелов Яков Гилинский. – Могу заверить матерей погибших, что в наших колониях для пожизненно заключенных условия таковы, что долго там не живут. Дело в том, что отмена моратория, применение казни в исключительных случаях может вызвать цепную реакцию. Сначала расстрел применяют в отношении серийных убийц и террористов, потом – в отношении шпионов, затем – просто к диссидентам. Раз Россия вошла в Совет Европы, отмена смертной казни – это обязательный процесс".
<b>"У потерпевших по делу Вороненко мало шансов добиться его казни</b>, – уверен декан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков, в 2002 году выступивший за возвращение смертной казни, после того как потерял дочь, погибшую от рук убийцы. – Но борьбу продолжать надо. Мы же не предлагаем приговаривать к смертной казни за бытовые преступления – нет, это действительно должна быть исключительная мера наказания. Сравнивать с Европой Россию нельзя: там принципиально иная ситуация – экономическая, политическая и социальная".
<b>Свою борьбу Владимир Добреньков начал с открытого письма</b> президенту РФ Владимиру Путину. Затем организовал гражданский форум в МГУ. Потом написал еще одно письмо, которое кроме него подписали 120 выдающихся российских ученых и общественных деятелей. Пока все на этом закончилось, не принеся никаких результатов.
<i>Нина Астафьева, "ДП", рубрика "Общество"</i>