15:5218 января 200815:52
7просмотров
15:5218 января 2008
В 2008 году исполняется 25 лет со дня проведения первого фестиваля на сцене Ленинградского рок-клуба. В жюри фестиваля был и Анатолий Гуницкий, поэт и один из основателей группы "Аквариум". Недавно он представил общественности свою книгу "Записки старого рокера" и побеседовал с корреспондентом "ДП" (рубрика"Общество") о том, нужен ли рок современному российскому обществу и чем экономическая цензура отличается от политической.
<b>По его словам, протестный заряд рока</b> за последние 25 лет себя исчерпал. "Вроде все можно, против чего протестовать? – рассказывает Анатолий Гуницкий. – У рок-музыкантов и публики общее чувство разочарования, хотя в целом общество и рок разминулись и существуют каждый сам по себе. То, за что мы боролись, не свершилось. Страна свернула с демократического пути..."
<b>По словам Анатолия, сейчас рок-коллективам </b>полностью закрыт доступ на телевидение и почти полностью – на радио, несмотря на то, что концерты собирают большую аудиторию. "Действует экономическая цензура, которая оказалась пострашнее, чем 20 лет назад политическая, – уверен Анатолий Гуницкий. – Концертные структуры и радиостанции активно используют понятие "формат" и легко могут сократить текст песни, убрать метафоры, чтобы "не грузило". Это не касается раскрученных коллективов, таких как ДДТ или "Аквариум". Молодые музыканты вообще не могут попасть в эфир.
<b>Не думаю, что общество </b>сейчас стало сложнее или умнее попсы, созрело для более серьезной музыки. Музыка, как и аудитория, стала сегментированной. Кого-то удовлетворяет попса, кто-то ходит на рок-концерты и даже ездит на рок-фестивали. Каждый может выбрать, что ему ближе".
<b>По оценке Анатолия Гуницкого,</b> российский рок отличается от западного прежде всего качеством и культурой исполнения. "При всей моей любви к русской музыке, ни одна из наших групп так не играет, – уверен он. – Когда после отечественного коллектива на сцену выходит кто-то из западных исполнителей, даже вполне среднего уровня, разница огромная. Предыдущее выступление просто стирается из памяти. Русский рок с самого начала развивался по своим законам. Не буду говорить – по хорошим или плохим. В России он просто другой".
<b>В России принято считать,</b> что музыкант должен воздействовать на слушателя словом, текстом песни, а на Западе ценятся музыка и техника исполнения, уверен Анатолий Гуницкий. "Пока рок был субкультурным явлением, у музыкантов была надежда, что со снятием идеологических запретов они смогут делать музыку на уровне иностранных групп и даже лучше, прорваться в первые строчки международных хит-парадов, – говорит он. – Ничего мы не прорвали и, наверное, уже не прорвем".
<b>Правда, хоть один повод для радости</b> у петербургских меломанов да имеется. "Петербург был и по-прежнему остается столицей рок-н-ролла, – убежден Анатолий Гуницкий. – Ни один другой город не может претендовать на такое звание. Не Москва же. В нашем городе, несмотря на все его противоречия и парадоксы, сохранилось что-то, что музыканты из других российских городов воспринимают на генетическом уровне. Что-то вроде традиции. Наш город для них остается центром притяжения".
<i>Ирина Силачева, "ДП"</i>