00:0014 декабря 200700:00
22просмотров
00:0014 декабря 2007
Прошла передача «Закрытый показ», посвященная телеверсии «Преступления и наказания». Фильм почему-то не обсуждали, а говорили вообще об экранизациях.
Видимо, побоялись обидеть кого-либо из уважаемых людей. Но
мне-то, ротозею, как с гуся вода, бояться не приходится. Картина по мере
продолжения серий все более оправдывает опасения.
Сперва о хорошем. Как я
и надеялся, артист Панов в роли Порфирия Петровича не подвел, и образ у него
вышел яркий и выразительный. Красок у актера оказалось достаточно, чтобы не
зависеть от созданного великим Смоктуновским. У Смоктуновского Порфирий более
аристократичен и, помимо ума, не стесняется удовольствия от самолюбования,
поэтому на следователя в привычном понимании он и не похож. Зато зверски
обаятелен в своем коварстве. Панов выглядит попроще, но не глупее и именно похож
на профессионала своего дела. Даже любопытно посмотреть, какие были следователи
в прежние времена. Обаяния же и ему не занимать.
И это, на счастье, не
единственная актерская удача. Многие сильно солируют в монологах и длинных
репликах. Но как только начинается взаимодействие персонажей, моментально
пропадает атмосфера, и все, что вокруг экрана (мебель там, лица близких или
узоры на обоях), делается интереснее, чем фильм. Самый деструктивный в этом
смысле элемент - сам Раскольников, то есть актер, его
исполняющий.
Впечатление, что ни один персонаж не сочетается с его всегда
одинаково занудной, хоть и театральной интонацией. До конца я не досмотрел, но и
к шестой серии Раскольников так и не «поумнел, и насколько герой Тараторкина из
старой версии, где каждый диалог - не наслушаться, «право имеет, настолько же
Раскольников актера Кошевого - «тварь дрожащая. Внешняя же его пригожесть, хоть
и упомянутая в сочинении Достоевским, надоедает почти сразу, ну, может, конечно
и не всем.
На обсуждении в «Закрытом сеансе настойчиво звучало мнение,
что в «партитуре, мол, все есть и главное - ей следовать. «Партитура - текст
Достоевского. Осмелюсь высказаться вслед участникам дискуссии. Классический
литературный источник - вещь хорошая как бесплатный литературный сценарий. А
дальше буквально все зависит от кинорежиссера и его талантливости. Талант же
вещь неизъяснимая, и даже совокупность талантов актеров, операторов, композитора
не выручит картину без объединяющего режиссерского таланта, который может вдруг
и отказать в ином случае. Не поможет и «партитура. Так что жаль эфирного
времени, потраченного впустую. О самом фильме так и не поговорили, а ведь это,
хоть и отблеск, но Достоевского. И я не получил возможности понять под
авторитетным давлением, что не прав.
Другое дело - «Ликвидация режиссера
Сергея Урсуляка. Тоже многосерийный детектив, иного, правда, жанра. Я даже
вспомнил, как хорошо при этом быть просто зрителем, и не раз в досаде прерывал
вышивание гладью и метал по ящику тапком, когда подходил конец серии или
появлялась реклама. Такое со мной впервые после говорухинского «Место встречи.
О параллельности этих фильмов еще не раз напишут, и Глеб Жеглов обзавелся теперь
в глазах благодарного зрителя достойным товарищем по фамилии Гоцман с его
поговоркой «Картина маслом. Полагаю, что даже многие упертые антисемиты не
устояли перед обаянием образа, созданного Владимиром Машковым, которого,
признаюсь, я недооценивал. Кстати, одно из достоинств картины - то, что каждый
персонаж имеет свой выраженный образ, что и для актеров полезно, поскольку их
примутся по этим «образам расхватывать на другие фильмы. Радостью и
удовольствием явилась возможность послушать так горячо любимые зрителем и
существующие, кажется, только в литературе и кино одесские речь и юмор.
Сценаристы, небось, по крупицам собирали. Нынче за целое лето в Одессе можно
почти не услыхать подобного тому, что с таким удовольствием исполняют Светлана
Крючкова и ее партнер. К тому же, следя за сюжетом картины и в преддверии
грядущих выборов, задумается о преимуществах тоталитарного строя и эффективности
«вертикальных способов управления не только особо развитый зритель, но и
ротозей.