00:0007 декабря 200700:00
13просмотров
00:0007 декабря 2007
В эти дни «ящик» с особой силой владел нашим зрительским вниманием. Помимо выборов подоспела еще и художественная кинопродукция. Из агитаторов запомнился Валерий Золотухин, с пленительным обаянием артистического таланта ратовавший за «Справедливую Россию».
О Жириновском, которого почти
все уже полюбили за то, что он так и не сделался диктатором, услышал суждение от
студента: «Во врет: «Не врать и не бояться! По приколу за него проголосую! И
вдруг среди истерических перекрикиваний друг друга - на редкость внятная реплика
Александра Сокурова о том, что совершенно недопустимо насилие на экране, потому
что последствия будут необратимы. Сказал как отрезал, а кто услышал, думаю, не
смог пропустить мимо ушей.
На следующий день по «Культуре - старая
киноверсия Льва Кулиджанова «Преступление и наказание по Достоевскому. О том,
как, еще без помощи СМИ, просачивается в молодой, незрелый, но гордый и
заносчивый ум идея насилия. Этот фильм я посмотрел в ранней юности, в самом
подлом, предармейском, состоянии. Тогда еще почувствовал движение в собственном
развитии. Пересмотрел картину в армии, и она пленила меня. И хоть основная идея
романа в фильме подрублена из соображений цензурных, но не прочесть после него
книгу было уже невозможно. Замечу, что мы-то Достоевского в школе не проходили.
Жадно прочитав роман, я с разгону и всего Достоевского проглотил. Тараторкин в
роли Раскольникова смог представить черты настолько обаятельные, что я даже
похожий картуз себе завел в ту пору. И ясно, хоть и неизъяснимо, за что его
полюбили Разумихин и Порфирий Петрович, и почему Соня пошла за ним. А ведь он
убийца, чуть ли не серийный - двоих ведь убил и третьего был готов. Не говорю о
художественных приемах Кулиджанова: их как будто не заметно. По тем временам
дико авангардно выглядело отсутствие музыки - только стон будто или скрип. Герой
переполнен мыслями так, что ни учиться, ни жить не может. И идея с убийством не
главная в его голове. Она лишь мешает ему двигаться дальше. Настоящее горе от
ума, когда вера ослабевает. С возрастом Раскольников стал раздражать меня, но
персонаж Тараторкина - не стал. И это эффект искусства кино.
Новый сериал
по Достоевскому я ждал со страхом и, судя по первой серии, страхи оправдываются.
В конце 1960-х можно было сколько угодно клеймить пороки дореволюционного быта,
и петербургские трущобы (которые не перевелись и по сей день) сами просились на
экран. Но Кулиджанову чувство меры не изменило, «фактура от основной мысли не
отвлекала. В новой же версии сразу перебор с мерзостью натуры. Какие-то
селедочные головы и кишки на каждом шагу, призванные, видимо, иллюстрировать
«реализм действительной жизни, но виданные уже в западных фильмах и сразу
осточертевшие. Цвет кажется «шагом навстречу «широкому зрителю и,
соответственно, рекламе. Тоже смахивает на цензуру, но не прежнюю,
идеологическую, а внутреннюю, рыночную. Раскольников пока не больно на умного
похож, фигурой особенно. Хоть и красивый, а больше на клоуна смахивает из
«Лицедеев или «Маски-шоу. Зато Юрий Кузнецов в роли Мармеладова совершенный
молодец, не уступил и самому Евгению Лебедеву. Пожалуй, только люди, причастные
к алкоголизму, смогут оценить сыгранное им алкогольное озарение, точное описание
которого есть только у Венедикта Ерофеева да Владимира Шинкарева. А еще
предстоит оценить «нового Порфирия Петровича! У Смоктуновского, помнится, даже
уши вытянулись, как у волка, в этой роли. Интересно, возникнет ли после
просмотра этого сериала у нечитавших желание взяться поскорее за книгу? (Хорошо
бы прежде, чем за «Достоевский ФМ.) Ведь легче по приколу выбирать развлечения
и быть гордым от того, что ротозей.
Смахивает на цензуру, но не прежнюю,
идеологическую, а внутреннюю, рыночную.