12:2904 декабря 200712:29
4просмотров
12:2904 декабря 2007
Руководителей музеев, театров и домов культуры попытались научить, как зарабатывать деньги. Право вести коммерческую деятельность учреждения культуры получили по Федеральному закону "Об автономных учреждениях", принятому год назад.
<b>Редкий театр, а тем более </b>библиотека или музей окупают выделенные на их деятельность бюджетные средства. Деньги, вырученные от продажи билетов, не покрывают расходов. К примеру, прибыль Казанского драматического театра в Краснодаре летом 2007 года составила 2 млн руб., а расходы на организацию гастролей — 5 млн руб.
<b>Дома культуры зарабатывали</b> как могли и без выхода закона, сдавая в аренду помещения соляриям и магазинам "секонд–хенд". Теперь законодатели ждут, что учреждения культуры станут получать прибыль от продажи своего основного конкурентоспособного продукта.
<b>Бюджетные отчисления учреждениям</b> культуры обещают оставить, а прозорливость руководителя прибавит к ним дополнительные средства. Режиссер театра или директор музея может быть превосходным знатоком своего дела, но бездарным менеджером. Руководителям придется либо осваивать азы бизнеса, либо нанимать отдельного человека, который займется продажами.
<b>Для того чтобы спектакль</b> не превратился из высокого искусства в "попсу" и в то же время был прибыльным, требуется талант. Но нужно ли, чтобы искусство всегда приносило прибыль — спорный вопрос.
<b>Закон не запрещает зарабатывать</b> на дополнительных услугах. Но если в музеях Петербурга и Москвы востребованы аудиоэкскурсии и услуги переводчиков, то краснодарские музеи вряд ли смогут получить от них ощутимую выгоду. В библиотеках можно проводить выставки или, оборудовав конференц–залы, сдавать их в аренду. Но и для этого нужны деньги — привести в порядок помещения.
<b>В Европе прибыльны крупные</b> столичные театры и музеи, провинциальные учреждения живут за счет меценатов. Российский бизнес пока не готов взять на себя роль содержателя культурных учреждений, его нужно подтолкнуть сверху — льготами и поощрениями. Или активнее продвигать понятие "социально–ответственного бизнеса". Объяснять компании, какую выгоду она получит, взяв на содержание театр, музей или памятник. Разрешить использовать "подопечного" в рекламе товара, печатать его изображение на этикетке, сделать символом торговой марки.
<b>Закон "Об автономных учреждениях"</b> ставит на коммерческие рельсы школы, вузы, дворцы спорта. Каждому учреждению потребуются грамотные менеджеры, а если повезет — их могут взять на попечение меценаты.