Правых партий больше нет. Запрос на правую идею остается

В какой стране мы проснулись 3 декабря? Однозначный ответ на этот вопрос пока не могут дать даже искушенные российскими политическими "загогулинами" политологи. Ясно лишь одно - тотальное поражение либеральных партий не означает, что в обществе больше нет запроса на либеральную идею.

Оспаривать победное заявление "Единой России" о том, что выборы ей удалось превратить в референдум о доверии Владимиру Путину, могут только их непримиримые противники.
Как ни крути, 63 с лишним процента, которые "единороссы" получили с президентом во главе своего списка, почти в два раза больше 35 процентов, к которым эту партию четыре года назад совместными усилиями привели Борис Грызлов, Сергей Шойгу, Юрий Лужков и Минтимер Шаймиев.
Политолог Глеб Павловский пошел еще дальше. Выступая в Центризбиркоме, он заявил, что даже нынешний высокий уровень явки (более 60%) - это тоже выражение доверия Путину. Ведь именно он призвал граждан страны придти и проголосовать.
Главная загадка - сколько в России осталось политических партий. Имеются в виду "настоящие" партии, обладающие хотя бы минимальными возможностями влиять на события, происходящие вокруг.
На первый взгляд ничего экстраординарного не произошло.
Новая Госдума в общих чертах оказалась очень похожа на предыдущую. В ней будут работать все те же четыре фракции - "Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР. При этом "единороссы" сохраняют и, судя по всему, даже чуть приумножают свое конституционное большинство.<br>Что касается остальных, то при конфигурации, когда одна партия контролирует более двух третей депутатских голосов, распределение мандатов между тремя оставшимися фракциями не играет особого значения.
Скорее всего, в новой Госдуме сократится число парламентских комитетов. Их нынешний перечень из 29 пунктов кажется избыточным и для "партии власти", и для оппозиции. Этим существенные последствия выборов на законодательную деятельность исчерпываются.
Если взять шире - политический процесс в целом, то, прежде всего, невозможно закрыть глаза на оглушительный крах правых. Сокрушительное поражение потерпели и "старые" либеральные партии - СПС и "Яблоко", и много раз мутировавшая Демпартия и, наконец, "Гражданская сила", созданная как проект, призванный "модернизировать" либерализм.
За вычетом ЛДПР, которая жива, пока есть Владимир Жириновский, остаются две силы - КПРФ и "Справедливая Россия". То есть, коммунисты и социал-демократы.
Получается, что у нас есть "партия довлеющего большинства" в лице "Единой России", при взгляде на проценты которой непроизвольно хочется вызвать Федеральную антимонопольную службу, и скромных размеров оппозиция, причем вся насквозь либо левая, либо лево-центристская.
Владимир Жириновский, как политик, тонко чувствующий момент, поспешил заявить, что в новой политической системе его партия займет место справа от центра. Слова "либеральный" и "демократический" в названии ЛДПР, по его уверениям, стоит понимать в прямом смысле.
Жириновский напомнил, что ЛДПР всегда выступала и за частную собственность, и за свободу слова и прочие либеральные ценности.
Правых партий больше нет (как ни горько это признавать), но это не значит, что запрос на них автоматически исчез. Так что Жириновский вполне резонно решил воспользоваться случаем и расширить свои владения за счет опустевшей ниши.
Наконец, помимо политических, у итогов этих выборов есть последствия и чисто экономические (не для страны, а для участвовавших в гонке партий).
Помимо 7% голосов, которые давали "пропуск в Думу", по новому избирательному законодательству появились еще три "виртуальных барьера" - 2%, 3% и 4%. Первый из них, взятие которого дает возможность не платить за предоставленный партиям предвыборный эфир, из числа аутсайдеров взяли только аграрии. Остальные два - дарующий госфинансирование партийной деятельности и возврат избирательного залога, не преодолел никто.
Больше всего в финансовом плане пострадали все те же СПС и "Яблоко".
Во-первых, они лишаются госфинансирования (Григорий Явлинский уверял, что это чуть ли не главный источник существования его партии).
Во-вторых, наряду с "Патриотами России" теряют по 60 млн руб, которые внесли в качестве избирательного залога.
В-третьих, должны будут оплатить предоставленный им предвыборный эфир, что тоже стоит немалых денег.
Потеря разом и избирателей, и серьезных денег ставят правые партии в тяжелую ситуацию. Вопрос в том, суимеют ли они выдержать этот удар, и какие выводы сделают. Если неправильные, то тогда правее центра в России и вправду не будет никого, кроме Жириновского.