08:5030 октября 200708:50
7просмотров
08:5030 октября 2007
Петербургским властям невыгодно иметь дело с андеграундом, хотя в европейских столицах это неотъемлемая часть туристических маршрутов. Неформальное искусство уходит из "парадного" центра города, переселяясь в сквоты в промзонах и на окраинах. Кое-где богема устраивает рядом не только мастерскую, но и жилье.
<b>Сквоты – пустующие помещения</b>, в которых обитают самовольно захватившие их жильцы – появились в городе в 90-х. Но если классический западный сквот обычно представляет собой ангар или старую фабрику, то петербургский был скорее расселенным жилым домом в центре города, где пустующие квартиры занимали под мастерские, музыкальные студии и просто жилье для тех, кому в большом городе податься некуда.
<b>Сегодня из числа </b>тех сквотов "в действии" остался только дом на Пушкинской, 10, где здание в 1996 году было официально отдано товариществу художников "<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/13594" target=_blank>Свободная культура</a>". Художники и музыканты селились здесь с 1989 года.
<b>Сегодня на Пушкинской, 10</b> размещаются Музей нонконформистского искусства и Музей "Новой академии изящных искусств", галереи "ФОТОimage", Navicula Artis, "Галерея 103"/Пушкинская обсерватория, Техно-Арт-Центр/"Галерея 21", "Фабрика найденных одежд" и Мастерские Новых Медиа, Петербургский архив и библиотека Независимого искусства, музыкальный клуб-кафе Fish Fabrique, магазин танцевальной, альтернативной и экспериментальной музыки "БАЗА". Однако сквотом этот дом считается лишь в силу исторических причин: теперь все документы оформлены официально.
<b>Настоящим сквотом</b> можно назвать мобильную галерею "Белка&Стрелка" – с лета 2005 года художники периодически "захватывают" чердак на Фонтанке, 127 для проведения выставок. Акция, как правило, длится всего несколько дней, а иногда и часов. Чердак с помощью художников содержится в порядке и даже частично отремонтирован с сохранением характерного "чердачного" антуража – балок и старинных красных кирпичей.
<b>Но в большинстве</b> расселенных жилых домов в центре захватывать сегодня нечего: они ходовой товар на рынке и власть не готова делиться ими с творческой общественностью безвозмездно, то есть даром. Художественная жизнь перемещается в менее востребованные промышленные здания. Правда, о захвате речи уже не идет – только о недорогой по сравнению с общегородским уровнем цене аренды или покупки.
<i>Екатерина Голубева</i>