От муниципалитетов к Президенту – без посредников

В среду мэр Новосибирска провел брифинг для журналистов, на котором рассказал об итогах своей трехдневной командировки в Москву.

<b>В понедельник, 22 октября, Владимир Городецкий</b> принял участие в совещании, посвященном учреждению Совета представителей местного самоуправления при Председателе Госдумы РФ Борисе Грызлове. Новый орган не заменит уже существующий Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС), а скорее дополнит его, наделив избранных местных управленцев новыми возможностями, отметил спикер Госдумы. И если ВСМС – это общественный орган, то вновь созданный Совет представителей местного самоуправления позволит муниципалитетам выступать с законодательными инициативами, а также напрямую общаться с министрами и решать свои вопросы на самом высоком уровне. 49 человек были избраны в этот Совет, 11 из них – мэры городов, в том числе Владимир Городецкий. Как рассказал мэр, в рамках нового органа они смогут создавать комиссии и участвовать в заседаниях фракций, когда определяется повестка пленарных заседаний Госдумы. Время проведения заседаний Совета будет совмещено со сроками формирования плана законодательной работы, поэтому у его участников будет возможность внести какие-то коррективы, обратить внимание депутатов Федерального Собрания на конкретные проблемы на местах. Это должно существенно повысить эффективность работы муниципальных образований. В ходе совещания в понедельник утверждено положение о Совете и его регламент.
<b>Во вторник, 23 октября, </b>состоялось Общероссийское собрание советов муниципальных образований субъектов РФ в Колонном зале. На нем присутствовало почти 1000 делегатов. В его работе приняли участие Президент Владимир Путин, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, министр регионального развития Дмитрий Козак, представители министерств и ведомств, депутаты Государственной Думы. По словам участника совещания Владимира Городецкого, у представителей муниципальных образований была реальная возможность поделиться своим опытом реализации федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, остановиться на самых острых вопросах, требующих поддержки или вмешательства федеральных властей. В Новосибирской области и в Ставропольском крае в порядке эксперимента переход на новые принципы самоуправления проводится уже с 1 января 2005 года. И сегодня можно уверенно сказать, что с одной стороны, этот эксперимент прошел вполне успешно, с другой – помог внести ряд поправок, скорректировать некоторые статьи нового закона. В результате кропотливой работы с муниципальными образованиями в 2006 году все регионы Сибири и Дальнего Востока, участники АСДГ приступили к реформированию местного самоуправления.
<b>Самым главным итогом </b>работы за эти два года стало базовое разграничение полномочий между разными уровнями власти, что раньше часто становилось камнем преткновения и не позволяло нести всю полноту ответственности перед жителями, отметил Владимир Городецкий.
<b>Возможность отработки положений закона </b>на уровне сибирского региона, а мэр Новосибирска выступал и от лица главы самого крупного муниципалитета страны и от имени АСДГ, во-первых, позволила провести мониторинг и заблаговременно выявить целый ряд проблем, найти пути их решения, в том числе и на федеральном уровне. На наиболее острых из них мэр Владимир Городецкий остановился подробнее.
<b>Первая проблема, поднятая мэром, касается </b>распределения полномочий. Сегодня город не может расти и развиваться без последовательной и системной реализации политики в сфере строительства, промышленности, инноваций, инвестиций. Но у муниципальной власти сегодня нет мотивации для развития реального сектора экономики, ведь формально эти функции закреплены за субъектом федерации. Они не значатся в нынешнем перечне муниципальных полномочий. Что касается Новосибирска, то 72 % консолидированного бюджета области формируется именно в городе, где сосредоточены промышленность и наука.
<b>Еще один вопрос, </b>требующий решения - формирование финансовой и имущественной базы муниципальных образований, адекватной закрепленным за ними полномочиям. Собственные возможности органов местного самоуправления значительно ограничены собираемостью земельного налога, налога на имущество физических лиц и единого налога на вмененный доход. Получается, что налоги, которые зависят от экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территории города, не пополняют его бюджет. По словам мэра, Президент дал указание Правительству проанализировать ситуацию с налогами, поступающими в бюджеты разных уровней.
<b>Вторая часть обозначенной проблемы </b>- реализация реформы местного самоуправления в части формирования имущественной базы муниципалитетов. Установленный 50-й статьей 131-го закона перечень муниципального имущества, по мнению Владимира Городецкого, содержит ограничения, которые не учитывают всего многообразия местных условий. По словам мэра, избавиться, как предписывает 131-й закон, до 1 января 2009 года от непрофильного имущества можно, но при этом муниципалитет получает пусть существенное, но единовременное пополнение бюджета, теряя стабильный ежегодный доход в виде налога на имущество, арендной платы и так далее. По словам Владимира Городецкого в этом вопросе его поддержали многие коллеги.
<b>В своем выступлении </b>на Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов РФ он заострил внимание на том, что самая сложная реформа как по организации, так и по возможным социальным последствиям – это реформа жилищно-коммунального хозяйства. Владимир Городецкий подчеркнул: "Мы неоднократно делали акцент на том, что нельзя перекладывать на плечи жителей городов вопрос капитального ремонта жилого фонда. Эти обращения были услышаны и одним из инструментов решения вопроса стал созданный Федеральным законом Фонд содействия реформирования ЖКХ в объеме 240 млрд рублей". Однако, как заметил глава города, нужно как можно скорее, определить механизм распределения средств этого фонда и провести разъяснительную работу на местах. Ведь уже в ближайшее время в регионы должны поступить 10 млрд рублей на капительный ремонт жилого фонда. Поэтому он предложил провести семинары с разработчиками закона уже в декабре, а Новосибирск может выступить в качестве пилотной площадки, куда съедутся представители всего сибирского региона.
<b>Президент Владимир Путин </b>заострил внимание участников совещания на важности наличия генеральных планов и документов по территориальному зонированию, как того требуют Градостроительный и Земельный кодексы. Низкое качество разработки генеральных планов и схем или вовсе их отсутствие у некоторых муниципалитетов уже стало серьезным препятствием для осуществления программ жилищного строительства. Это во многом связано с высокой финансовой емкостью выполнения работ по составлению этих документов. Не все муниципальные образования справятся с этим, некоторым понадобится поддержка субъектов Федерации. Новосибирск – один из первых среди муниципалитетов выполнил требования федерального законодательства. И сейчас проект генплана находится в стадии согласования - передан на рассмотрение депутатам Совета депутатов города Новосибирска и на государственную экспертизу.
<b>По мнению мэра Владимира Городецкого,</b> многие проблемы и острые вопросы, прозвучавшие на Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов РФ, были адекватно восприняты на самом высоком уровне, а положительным результатом этого откровенного разговора можно считать поручение Владимира Путина создать Совет муниципальных образований при Президенте РФ. Его состав будет озвучен дополнительно. Как заметил мэр Новосибирска, это позволит сделать работу местных муниципальных властей еще более эффективной и оперативной, в режиме постоянного диалога с первыми лицами страны.
<b>В среду, 24 октября, мэр Владимир Городецкий </b>принял участие в очередном заседании межведомственной рабочей группы по реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" при Минрегионразвития. Первый вопрос предполагал рассмотрение опыта работы Белгородской области в части индивидуального строительства. Второй - доклад губернатора Калининградской области Георгия Бооса о практике подготовке специалистов для строительной отрасли и ЖКХ в условиях интенсивного развития рынка жилья и рыночных отношений в жилищной сфере.
<b>В этот же день мэр Новосибирска встретился </b>с директором Федерального агентства по управлению особыми экономическим зонами Михаилом Мишустиным и обсудил с ним возможность участия федерального бюджета в строительстве третьего моста через Обь. Как отметил Владимир Городецкий, с необходимостью для нашего города такого объекта согласны руководители Министерства транспорта и Федерального дорожного агентства. Сейчас мы ведем переговоры в Минрегионразвития – это вопрос их компетенции. "Наша задача за 2008-й и первую половину 2009 года сделать рабочий проект моста, чтобы принять участие в одной из федеральных целевых или инвестиционных программ," – сообщил мэр.
<b>Как резюмировал Владимир Городецкий:</b> "Эти три дня можно назвать знаковыми для всего местного самоуправления России, они должны дать большой стимул для дальнейшего повышения эффективности работы муниципальных образований. Но в то же время очень многое на местах зависит и от нас самих, от наших подходов и понимания стоящих перед местными властями задач".