00:0026 октября 200700:00
72просмотров
00:0026 октября 2007
Выставка "Возвращение Будды". Государственный Эрмитаж. Из собраний музеев Китая. До середины января 2008 г.
Буддизм, пусть
он и представляется нам бессистемным собранием мифов, привлекает своей
загадочностью и необычностью. Религия без Бога, идея о пробуждении путем
самосовершенствования расходятся с привычными европейскими представлениями о
духовной жизни. В древней традиции сакральные предметы скрывались в
труднодоступных местах, память о которых исчезала с течением времени. Основная
часть выставки, буддийские статуи полуторатысячелетней давности, были найдены в
1996 г. во время строительных работ. Для буддийских скульптурных произведений
того времени характерны удлиненные пропорции, покатые плечи, тонкие лица,
высокие ушниши (волосы, собранные на темени, - знак просветленного существа).
Стиль следующего периода иной: широкие и прямые плечи, круглые, а иногда
квадратные и огрубленные лица, плоские ушниши. На статуях, выполненных из
местного извест-няка, хорошо сохранились слои позолоты и цветная краска.
Полуприкрытые или совсем закрытые глаза и тонкая улыбка, озаряющая лицо, присущи
почти всем скульптурам. Эта "архаическая улыбка" совершенно не зависит от
ситуации, в которой существует Будда или Бодхисатва. Мастер ставил своей задачей
одухотворить образ, но метод обработки лица как плоскости, находящейся под
прямым углом к двум другим плоскостям головы, приводил к тому, что черты лица
(рот, разрез глаз, брови) закруглялись не в глубину, а вверх, и это придавало
лицам статуй выражение улыбки или удивления. Таким образом создавалась
абстракция, и скульптурные фигуры помещались в условное пространство мифа.
Особенно велика символическая сила у плоских позолоченных тел - своим блеском и
таинственным мерцанием они обращены в божественную пустоту. Было бы ошибкой
оценивать плоскостной способ изображения как результат неумения или
неправильного восприятия. Линейно-плоскостной стиль свойствен эпохам с
авторитарным типом культуры, основанным на полном подчинении деспотической
власти, на коллективных, безличных принципах общежития.
Дополняют
экспозицию произведения традиционной свитковой живописи на шелке и бумаге,
пейзажи из серии "горы и воды", порт-реты, картины жанра "цветы и птицы".
Картины "Мир и покой в начале дня", "Весенние облака" сменяются сценками
"Поедания волшебных грибов" из "Жизни отшельника" в "Укромных местах", где
растут одинокий бамбук и нарциссы. Особенностью этих работ, по признанию
хранителей коллекции живописи Востока, является невозможность их атрибуции
российскими специалистами: слишком мал опыт в этой области. Доверяйте своим
глазам, и тогда вам удастся почувствовать неповторимость этих
шедевров.
Сюжеты свитковой живописи повторяются и в росписи фарфора.
Редкий артефакт с изображением символа власти императора и духа природы, а также
фигурка сидящей в "чистом месте" бодхисатвы Гуаньинь - лучшее произведение
знаменитого мастера - завершает знакомство с глазурованной коллекцией.
Случайность, соединившая эти произведения в рамках одной выставки, как и идея
непостоянства мира, являются принципами буддийской эстетики и свойственны самой
жизни.