Архаическая улыбка Китая

Выставка "Возвращение Будды". Государственный Эрмитаж. Из собраний музеев Китая. До середины января 2008 г.

Буддизм, пусть он и представляется нам бессистемным собранием мифов, привлекает своей загадочностью и необычностью. Религия без Бога, идея о пробуждении путем самосовершенствования расходятся с привычными европейскими представлениями о духовной жизни. В древней традиции сакральные предметы скрывались в труднодоступных местах, память о которых исчезала с течением времени. Основная часть выставки, буддийские статуи полуторатысячелетней давности, были найдены в 1996 г. во время строительных работ. Для буддийских скульптурных произведений того времени характерны удлиненные пропорции, покатые плечи, тонкие лица, высокие ушниши (волосы, собранные на темени, - знак просветленного существа). Стиль следующего периода иной: широкие и прямые плечи, круглые, а иногда квадратные и огрубленные лица, плоские ушниши. На статуях, выполненных из местного извест-няка, хорошо сохранились слои позолоты и цветная краска. Полуприкрытые или совсем закрытые глаза и тонкая улыбка, озаряющая лицо, присущи почти всем скульптурам. Эта "архаическая улыбка" совершенно не зависит от ситуации, в которой существует Будда или Бодхисатва. Мастер ставил своей задачей одухотворить образ, но метод обработки лица как плоскости, находящейся под прямым углом к двум другим плоскостям головы, приводил к тому, что черты лица (рот, разрез глаз, брови) закруглялись не в глубину, а вверх, и это придавало лицам статуй выражение улыбки или удивления. Таким образом создавалась абстракция, и скульптурные фигуры помещались в условное пространство мифа. Особенно велика символическая сила у плоских позолоченных тел - своим блеском и таинственным мерцанием они обращены в божественную пустоту. Было бы ошибкой оценивать плоскостной способ изображения как результат неумения или неправильного восприятия. Линейно-плоскостной стиль свойствен эпохам с авторитарным типом культуры, основанным на полном подчинении деспотической власти, на коллективных, безличных принципах общежития.
Дополняют экспозицию произведения традиционной свитковой живописи на шелке и бумаге, пейзажи из серии "горы и воды", порт-реты, картины жанра "цветы и птицы". Картины "Мир и покой в начале дня", "Весенние облака" сменяются сценками "Поедания волшебных грибов" из "Жизни отшельника" в "Укромных местах", где растут одинокий бамбук и нарциссы. Особенностью этих работ, по признанию хранителей коллекции живописи Востока, является невозможность их атрибуции российскими специалистами: слишком мал опыт в этой области. Доверяйте своим глазам, и тогда вам удастся почувствовать неповторимость этих шедевров.
Сюжеты свитковой живописи повторяются и в росписи фарфора. Редкий артефакт с изображением символа власти императора и духа природы, а также фигурка сидящей в "чистом месте" бодхисатвы Гуаньинь - лучшее произведение знаменитого мастера - завершает знакомство с глазурованной коллекцией. Случайность, соединившая эти произведения в рамках одной выставки, как и идея непостоянства мира, являются принципами буддийской эстетики и свойственны самой жизни.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.