Правда Куценко

Гоша Куценко производит впечатление человека ненапряжного. Свой в доску парень, хохмач и весельчак. Все у него в жизни ладно, без надрыва и шекспировских страстей. Защитная доля цинизма, вкупе с целительной самоиронией, глаза с хитринкой, концептуально лысый череп (и бедный Йорик тут ни при чем) - вот вам портрет народного артиста.

Народный в прямом смысле этого слова. Работой завален по самое не хочу, самореализация - на полную катушку. У него всегда найдется о чем нам рассказать. Тема нынешней беседы - премьера спектакля "Игра в правду".
- Почему именно "Игра в правду"?
- Мы взяли историю, которая была бы и прикольной, и интересной. А началось все год назад, когда мы нашли пьесу Филиппа Лелюша "Игра в правду". Многообещающее название. Нам понравилась идея, мы собрались и стали переписывать пьесу на свой лад. Хотелось сделать интерактивный спектакль, я имею в виду разговор о современных, серьезных вещах. Хотелось, чтобы зритель в определенный момент перестал в нас видеть актеров, а себя чувствовать зрителем. Чтобы между нами и им возникла атмосфера единения.
- Пьеса Лелюша пострадала после вашего насильственного вмешательства?
- Сама идея пьесы, светлые французские мысли - это осталось нетронутым. Другое дело, что для нашего человека мы решили адаптировать ее - это как перевести стихи с одного языка на другой.
- Почему Вы сами писали текст, это ведь работа драматурга?
- Когда ты сам это делаешь, это помогает тебе прочувствовать материал, сделать его максимально своим, и на сцене тебе не приходится искать ту или иную траекторию движения, поведение твоего героя на сцене формируется само по себе. Во время написания текста ты варишься в этом супчике, ты понимаешь героя изнутри, как если бы это был ты сам.
- Чем Вас привлекла роль Вашего героя?
- Мы прочли французскую пьесу, постебались над ней, поиздевались, а потом честно посмотрели друг другу в глаза и вытянули спички - кто кого будет играть. Там было три персонажа: хозяин квартиры и два друга, которые приходят к нему, они вместе ждут появления однокурсницы, с которой когда-то учились. Вот так и распределились роли.
- Вы хорошую спичку вытянули?
- Да, мне нравится. Я вытянул то, что хотел.
- Как меняется Ваш герой в ходе игры в правду?
- Я не хочу открывать вам все сюжетные ходы, не забывайте, театр - это все-таки аккуратное подобие жизни, но не сама жизнь. Мы же все предусмотрели - перемены с персонажами происходят, иначе и быть не может, и, поверьте, они вас впечатлят. Помимо основной интриги в пьесе есть и детектив, и небольшая щепотка романтики. А что с моим героем происходит? Он очищается, потому что начинает говорить правду. Правда ведь очищает.
Хочу, чтобы вы поняли: написать такой спектакль тяжело, сыграть - во сто крат тяжелее. Произнести на сцене красивый классический текст, например фрагмент из Чехова, намного проще, чем сделать то, что делаем мы. Когда текст написан тобой, ты не знаешь, как отреагирует зритель, в его глазах ты незащищен, ты ведь не классик, а со-временник. А современникам всегда больше достается оплеух.
- А что зрителю будет от Вашей правды?
- Несмотря на то что в спектакле много отсылок к современности, мы постарались избежать явной чернухи. Этот спектакль для меня стал тем ребенком, которого я спустя 2-3 года буду вспоминать. Он будет помогать мне делать рутинную работу, когда мне будет тяжело.
- А сами Вы умеете говорить правду?
- Умею. Другое дело, что не всегда хочется, не говоря уже о том, что правда - понятие условное. Что правда для меня, для другого человека - самообман. Она как ртуть - все время ускользает, видоизменяется и даже отравить может...
Сергей Василевский, директор теннисного клуба "Ладожский", мастер спорта СССР:
"В теннис играют многие успешные бизнесмены, которым хочется дальнейшего самоутверждения. Они оставляют свои проблемы за пределами теннисного корта и отдыхают здесь, они увлечены борьбой. В спортивной игре человек раскрывается. Если он напористый в игре, то и в жизни смелый, а если осторожный, значит, и в бизнесе осторожный. Весь темперамент раскрывается на корте. Потому что человек живет по-настоящему, пока играет, и это прекрасно".
Филарет и Евгений о теннисе
Ф.: Когда-то я снимал квартиру над теннисным кортом. Мой кот постоянно торчал на окне. Его гипнотизировали удары и перелеты через сетку.
Е.: Все теннисные мячи на одно лицо. Если один из них залетел куда-то не туда - его проблемы. Искать никто не будет. Теннисный мячик одинок и заброшен.
Ф.: Кто бы ни выиграл - мяч в проигрыше.
Е.: Предлагаю создать общество защиты теннисных мячей. Собирать их и делать каждый произведением искусства. Выставлять в галереях.
Ф.: А параллельно - поработать над созданием мяча, который при нажатии на кнопку немедленно возвращался бы к хозяину.
Е.: Подарим теннисным мячам бессмертие!