Мобильники покинут киоски

Сотовые ретейлеры осваивают новые форматы салонов для повышения доходности своего бизнеса. Процесс "расширения количеством", отмечают аналитики, уже прекратился, в Петербурге компании вынуждены закрывать нерентабельные точки продаж.

<b>Салоны сотовой розницы</b> на сегодняшний день подразделяются на традиционные салоны связи, эксклюзивные и монобрендовые салоны, а также на киоски небольшой площади. При запуске монобрендового салона, в котором представлен определенный производитель или оператор сотовой связи, как правило, участвует и компания-ретейлер.
<b>"Участники рынка отказываются</b> от небольших торговых точек, постепенно переходя к просторным помещениям. Этому способствуют несколько факторов. Прежде всего, жесткая конкуренция, которая вынуждает расширять линейку товаров и услуг. Кроме того, формат розничных магазинов в Петербурге определяют и недавние инициативы городского правительства по отказу от ларьков у метро и переходу к более цивилизованным формам торговли. Таким образом, в поисках эффективных торговых мест с высокой проходимостью розничные сети перемещаются в крупные торгово-развлекательные центры", – комментирует тенденции рынка PR-менеджер по Северо-Западному региону группы компаний <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/71147" target=_blank>"DИКСИС"</a> Дмитрий Воробьев.
<b>К формату "мобильного киоска"</b> в "DИКСИС" относятся скептически, считая, что в нескольких квадратных метрах нельзя разместить достаточный ассортимент продуктов. По словам Дмитрия Воробьева, в торговых центрах у них есть небольшие магазины, но их нельзя назвать киосками.
<b>"Средняя выручка </b>на 1 магазин превышает сегодня $80 тыс. В планах компании увеличение этого показателя более чем до $100 тыс., – продолжает он. – Открывая новые торговые точки, мы делаем ставку на магазины достаточно крупного формата. Все нерентабельные закрываем. В итоге количество магазинов пока держится примерно на одном уровне", – заключает Дмитрий Воробьев.
<b>"В России идет </b>отказ от формата киосков, – продолжает эту тему редактор информационно-аналитического портала www.mobile-review.com Эльдар Муртазин. – Из года в год растет площадь салонов связи, что дает нам большие площади для продажи непрофильных товаров, например, mp3-плееров, цифровых камер. На мой взгляд, оптимальным становится размер салона или точки продажи от 40 м<sup>2</sup> и выше. Думаю, что средний размер магазина – это 40–70 м<sup>2</sup>".
<b>"Так как открытие </b>больших площадей происходит в центральных частях городов, где арендные ставки выше, то это в большей мере имиджевые проекты, но они также необходимы. Маржа на всех точках одинакова, отличается только объем продаж. Простая арифметика говорит, что оптимальны средние размеры", – уточняет Эльдар Муртазин.
<b>"В ближайшее время </b>на рынке будут господствовать "средние формы" – салоны площадью от 50 до 80 м<sup>2</sup>", – вторит ему аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. "Мы увидим значительное расширение ассортимента в сторону универсализации: уже сейчас ретейлеры продают не только контракты, телефоны и цифровую технику, но и новые товары и услуги, которые не имеют отношения к их бизнесу. Например, <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/02686" target=_blank>"Евросеть"</a> вовсю торгует турпутевками", – отмечает он.
<b>"В салонах появляется</b> место для "свободных выкладок", где все продукты можно посмотреть, пощупать. В то же время открыть просторный магазин в удачном месте с высокой проходимостью все сложнее. Рост числа точек не так интересен игрокам, как эффективность продаж и возможность выхода на другие потребительские ниши. Ведь доходы от профильной деятельности постепенно падают", – заключает Максим Савватин.
<b>Новый игрок </b>сотового ретейла собирается строить бизнес как раз по таким правилам, с максимально широким ассортиментом. Стопроцентная "дочка" <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/33799" target=_blank>МТС</a> компания "ТС-Ритейл" вскоре будет принадлежать ряду компаний, аффилированных с <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/21727" target=_blank>АФК "Система"</a>. Ее мультибрендовые салоны станут продавать не только сотовые телефоны, но и телекоммуникационные, туристические и банковские услуги компаний АФК "Система".
<b>"Сейчас мы пока </b>работаем в рамках монобрендовых салонов МТС. Но уже к концу года в Петербурге откроются салоны нового формата, где помимо телефонов, цифровой и фототехники, мы представим линейку для геймеров плюс самые разнообразные услуги, включая продажу авиабилетов, и в будущем – оборудование и аксессуары для 3G-сетей", рассказал dp.ru начальник отдела по связям с общественностью компании "ТС-Ритейл" Денис Рычка.
<b>"В этих салонах </b>мы будем не только продавать, но и обучать тому, как пользоваться новыми сервисами и технологиями, давать объяснения по настройке конкретных моделей. Планируется, что в сеть войдут салоны в форматах "флагман", "стандарт" и "мини". По нашим оценкам, открытие одного салона обойдется компании в $20–70 тыс., а в отдельных случаях, возможно, и в $150", – заявил он.
<i>Наталья Рыжкова</i>