12:3308 октября 200712:33
72просмотров
12:3308 октября 2007
Если вас как-то нехорошо называют за спиной подчиненные, это обидно. И даже тот факт, что вы внесли вклад в развитие офисного фольклора, будет слабым утешением.
<b>Один из самых ярких</b> примеров прозвищ руководителей отражен в советском фильме "Служебный роман". Не в меру серьезную женщину-директора дружный коллектив в едином порыве окрестил Мымрой.
<b>Экспресс-опрос</b>, проведенный на блоге "Делового Петербурга", показал, что большинство стихийно возникших в компаниях прозвищ руководителей так или иначе связаны с образами из детской литературы, мультфильмов или народных сказок.
<b>"Традиция</b> давать власть имущим прозвища вообще родом из детства, – комментирует специалист по фольклору Михаил Лурье. – И неслучайно писатели, создающие произведения о детях, всегда тщательно эту традицию воспроизводят – чтобы добавить достоверности изложению. Что касается прозвищ в офисе, я считаю, что перевод серьезных отношений в инфантильный формат зачастую просто необходим как противовес серьезности. Это как карнавал: для придания особой остроты жизни изредка надо обязательно поставить все с ног на голову. Почему так часто используют фольклорные образы типа Кощея или Бабки-Ежки? Потому что именно эти образы обладают беспрецедентной знаковой нагрузкой, равных по известности и по понятности им нет. Кстати, тема офисного фольклора и офисных прозвищ в современной русской науке изучена очень слабо, я думаю, в будущем научные работы на эту тему обязательно появятся".
<b>Лучший способ</b> избежать печальной участи Злобного Карлика или Сосиски – позаботиться об этом заранее. И уж ни в коем случае не бить случайно проговорившегося подчиненного по голове стопкой бумаг с криком: "Вера, он обозвал меня мымрой!!!"
<b>"Прозвища руководителей</b> – один из элементов корпоративной мифологии, а этим явлением можно и нужно управлять, – говорит генеральный директор тренингового агентства "Мастер-класс" Алексей Сергеев. – Иногда прозвища могут логично вытекать из каких-нибудь корпоративных легенд – тогда руководителю надо позаботиться о том, чтобы эти легенды были позитивными. Кроме того, если пустить в народ какое-нибудь не очень обидное собственное прозвище и распустить слух о том, что его использование надо тщательно скрывать, оно обязательно приживется".
<b>Часто прозвища отражают</b> сам факт обладания властью: Вождь, Царь, Главный – все эти люди сегодня руководят (и, стоит надеяться, успешно) петербургскими предприятиями.
<b>Творческий директор</b> Рекламного агентства Litho St. Petersburg Рубен Монахов узнал о своем прозвище – Усы – из случайно услышанного разговора сотрудников.
<b>"Даже сначала не понял</b>, что это про меня, – вспоминает он. – Очень удивился. Дело в том, что я очень много лет назад отрастил бороду. Практически первым среди своих знакомых сверстников. Поэтому меня, разумеется, все друзья звали не иначе, как Борода. А тут вдруг Усы... Удивился, улыбнулся, смирился. Почему не стоит с этим бороться? Потому что бесполезно! Люди в наш стремительный век склонны все сокращать и оптимизировать".
<b>Кем быть</b> – Вождем или Сосиской, – в конечном счете, выбор всегда остается за самим руководителем.