"На Луну полетим, когда решим проблемы на Земле"

Спб. Виталий Лопота, президент ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия", свое первое после назначения на этот пост интервью дал "ДП".

РКК "Энергия" является разработчиком космических пилотируемых кораблей "Союз", грузовых аппаратов "Прогресс" и спутников связи, а также отвечает за эксплуатацию отечественного сегмента Международной космической станции (МКС).
Виталий Лопота стал главой РКК "Энергия" в конце июля этого года. Одновременно он остается директором Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики, который находится в Петербурге.
-Ваша главная задача как руководителя "Энергии"?
-Главное - это вывести РКК "Энергия" из финансового кризиса, в котором предприятие оказалось из-за допущенных в последние годы ошибок в управлении корпорацией. Если 2 года назад компания имела задолженность 2,4 млрд рублей по кредитам и 1,5 млрд рублей перед кооперацией, то летом этого года кредитор-ская задолженность "Энергии" составляла 7,75 млрд рублей. А по кредитам надо расплачиваться.
И вторая задача - это сохранение лидирующих позиций России в пилотируемой космонавтике. И, более того, завоевание новых рубежей.
-В космос полетит не "Клипер"? В августе на авиационно-космическом салоне МАКС-2007 его проект не был представлен, а раньше только о нем и говорили.
-Россия нуждается в новом пилотируемом корабле. И он обязательно будет создан. В ближайшее время РКК "Энергия" представит в Роскосмос свои предложения по доработанному варианту корабля. Он будет отличаться от того, который принято называть "Клипером". В первую очередь тем, что будет создаваться на основе хорошо известных и многократно апробированных решений. Сейчас рассматриваются четыре варианта схемы такого корабля.
-Уже определено, какие предприятия займутся его созданием?
-Кооперация по новому пилотируемому кораблю будет создаваться в зависимости от тех работ, которые необходимо провести. Поэтому преждевременно говорить о том, какие предприятия будут задействованы в проекте, а какие нет.
Вероятнее всего, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики войдет в круг этих предприятий. Но это, повторяю, будет определяться только целесообразностью, а не какими-либо другими причинами.
Главные направления работы института последних лет - разработка концепции применения и технологии изготовления роботов-манипуляторов для сборки и эксплуатации космических станций, создание и внедрение в эксплуатацию систем нового поколения по управлению мягкой посадкой пилотируемых кораблей.
-На Луну скоро полетим?
-Лунная программа России будет корректироваться. Пока надо решать проблемы на Земле. Реализовать лунный проект мы технически готовы. Требуется финансовая поддержка. В настоящее время в Федеральной космической программе России до 2015 г. пилотируемые полеты на Луну не значатся. Программа будет корректироваться на период до 2020 г. И уже в ней, скорее всего, будут предусмотрены планы по полетам к Луне и дальше.
-ЦНИИ робототехники и технической кибернетики выиграет от вашего нового назначения? Увеличится ли объем заказов, которые выполняет институт?
-Наш институт - это весьма отлаженный, стабильно работающий коллектив единомышленников. Причем сформировался он достаточно давно и уже не один раз демонстрировал свой профессиональный уровень. У меня есть грамотные, компетентные руководители, которые могут в случае моего отсутствия на предприятии организовать его нормальную работу. Поэтому надеюсь, что мое назначение в РКК "Энергия" не принесет неприятностей институту.
Ну а объем заказов, которые РКК "Энергия" будет заключать с ЦНИИ РТК, зависит не от личных пристрастий, а от перечня тех работ, которые необходимо будет провести.
-Заберете ли кого-то из института работать в Москву в "Энергию"?
-Моя задача - наладить работу высокопрофессионального коллектива "Энергии". Если для этого потребуются люди из Петербурга, они будут привлечены к этой работе.
-В 2007 г. Роскосмос и американское космическое агентство заключили контракт стоимостью около $760 млн, в соответствии с которым РКК "Энергия" должна построить для NASA несколько пилотируемых и грузовых космических кораблей. На каком этапе реализация проекта?
-Цикл изготовления пилотируемых и грузовых космических кораблей (от закладки до отправки на космодром) занимает более 2 лет. Соответственно, и те аппараты, которые будут изготовлены "Энергией" в рамках контракта с NASA, находятся на различных этапах своей готовности: одни еще только планируются к закладке, другие уже проходят заводские испытания.
-Задействованы ли в реализации проекта петербургские предприятия?
-Кооперация по изготовлению космических кораблей сложилась достаточно давно. Весь цикл изготовления хорошо отработан, и не требуется внесения в него каких-либо изменений. В связи с этим к работе будут привлечены только те петербургские предприятия, которые и раньше ею занимались: ЦНИИ РТК, НИИ телевидения, ЛОМО и другие. Например, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики поставляет для "Союзов" систему управления мягкой посадкой, системы обеспечения жизнедеятельности и другое.
-Cейчас государство стало больше декларировать поддержку научно-технической сферы. Замечаете эту поддержку?
-В последнее время государство принимает конкретные решения на этот счет, выделяет существенные средства на поддержку приоритетных направлений научно-технической сферы. Хотя справедливости ради надо сказать, что пока объем финансирования не столь велик, чтобы закрыть бреши, возникшие в предыдущие годы. Тем не менее положительная тенденция налицо, и ее плоды уже стали ощущаться. Однако существует еще достаточно много проблем в научно-технической сфере, которые требуют своего разрешения. Это и кадры, и общий уровень образования, и тому подобное. Но все это не может быть решено в одночасье. Поэтому самое главное, чтобы государство и дальше планомерно поддерживало науку.
-Вы с детства любили космос?
-Мое детство пришлось на годы, когда началось освоение космического пространства. Я был свидетелем запуска первого спутника, первого полета человека в космос. Естественно, благодарен судьбе, что моя работа связана с космонавтикой и есть возможность послужить на славу нашего Отечества.
-А молодежь сегодня по-прежнему не рвется в космос?
-К нам регулярно приходят молодые специалисты. В институте существует свой факультет, который готовит специалистов по робототехнике и технической кибернетике. Многие выпускники этого факультета приходят на работу в ЦНИИ РТК. К сожалению, их не так много, как хотелось бы.
Виталий Лопота, президент ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" и директор Центрального- научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики, надеется завоевать новые рубежи в пилотируемой космонавтике.
Биография
- Виталий Лопота родился в 1950 г. в Грозном. В 1978 г. окончил физико-металлургический факультет Ленинградского политехнического института имени Калинина. Специалист в области машиностроения, лазерной техники и технологии. Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Автор более 200 научных работ, в том числе около 50 изобретений и патентов. В период пребывания Лопоты на посту директора ЦНИИ при его непосредственном участии были созданы новые космические системы связи, в том числе "Ямал-100" и "Ямал-200".
Источник: ЦНИИ РТК
РКК "Энергия"
- РКК "Энергия" была основана в 1946 г. как ОКБ-1 (в дальнейшем называлась также ЦБКЭМ и НПО "Энергия"). У истоков создания предприятия стоял Сергей Королв. "Энергия" - разработчик первого искусственного спутника Земли, автоматических станций для полетов к Луне, Венере, Марсу, пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций. Головная организация корпорации находится в подмосковном городе Королве (бывший Калининград, переименован в 1996 г. в честь основателя корпорации).
Источник: РКК "Энергия"
Новый пилотируемый корабль
- Работы по проектированию пилотируемых кораблей в РКК "Энергия" всегда относились к приоритетным. Даже в 1990-е гг. шла модификация кораблей "Союз ТМ", имелся задел по дальнейшей модернизации ("Союз ТММ", "Союз ТМС").
- Во второй половине 1990-х гг. ведущим аэродинамиком корпорации Решетиным был предложен новый корабль по схеме "несущий корпус" - промежуточный вариант между крылатым шаттлом и баллистической капсулой "Союза".
- В рамках НИОКРа была рассчитана аэродинамика корабля, а его модель продута в аэродинамической трубе. Предполагалось, что "Клипер" будет иметь возвращаемую капсулу, которую можно использовать неоднократно, и сможет выводить на орбиту шесть человек и до 700 кг полезного груза ("Союз" - только три человека и 200 кг груза).
- Однако концепция многоразовой транспортной системы "Клипер" для создания такого корабля не прошла ни один научно-технический совет, даже в самой РКК "Энергия". Теперь от этой идеи решено отказаться.
- РКК "Энергия" до конца года надеется согласовать с Роскосмосом параметры нового пилотируемого космического корабля многоразового использования. Сейчас рассматриваются четыре варианта схемы такого корабля.
Источник: "ДП"