Золотой Никита

Триумф Никиты Михалкова в Венеции не грянул неожиданно – хотя перед фестивалем он признавался, заметно кокетничая, что, мол, не рассчитывает на главный приз, что картина получилась слишком русская и о наших внутренних проблемах. И что никакой это не ремейк фильма американского классика Сиднея Люмета, а совсем другое кино.

<b>И вот итог – "Золотой лев"</b>, главная награда "Мостры". Хотя, конечно же, тот факт, что "лев" как бы вспомогательный, а основной приз все-таки достался новой картине Энга Ли, знаменитого своей сагой про ковбоев-педерастов "Горбатая гора", как бы добавляет каплю горечи в триумфальную чашу, которую Никита Сергеевич Михалков будет пить шумно, долго и как бы ненароком, в перерывах между съемками.
<b>Но все-таки надо признать,</b> что Никита – ферзь. Можно сколько угодно иронизировать над его невыносимым менторским барским тоном, которым он раздает многочисленные поучения, можно крайне критически относиться к его деятельности на посту председателя Союза кинематографистов РФ, можно, наконец, просто с отвращением относиться к его играм с переносом останков философа Ильина и генерала Деникина – прах усопших не игрушка для политических игр, но... Но вот он взял и привез из Венеции второго "Золотого льва", и, как писали Ильф и Петров, отмахнуться от этого факта невозможно. Причем восхищает в Михалкове прежде всего то, что он настоящий трудяга, а труд в сочетании с ярким талантом всегда бывает отмечен по достоинству.
<b>"Я молчал 7 лет"</b>, – скромно говорит о себе Никита, словно он Лев Николаевич Толстой, зеркало мудрости народной. Да не молчал, скажем честно, а приходил в себя после оглушительного провала снятой на потребу Америке развесистой клюкве под названием "Сибирский цирюльник" – супермегаблокбастера в хохломской манере. Америка потребить клюкву не захотела, провалилась она и в России – самым закономерным образом. А некоторые несведущие критики из Европы так и вовсе восприняли "Цирюльника" как остроумную пародию на стиль "рашин-деревяшин", а когда им объяснили, что это всерьез, дико удивились. До этого была еще одна снятая на экспорт клюква – "Утомленные солнцем". Но тогда сработало.
<b>Сработало потому,</b> что модное в ту пору оплевывание советского прошлого вкупе с присущим Никите Михалкову высочайшим профессионализмом (картинка всегда чудо как хороша!) и поразительным умением работать с артистами (а Михалков всегда работает только с очень хорошими) вылилось в крепкий по существу фильм, где совсем не так все картонно-прямолинейно, как можно было бы ожидать. В результате второй по значению приз Каннского фестиваля, вожделенный "Оскар" и в общем-то широкое признание публики – фильм смотрели. Но все-таки это было уже "не то".
<b>Не то прежде всего</b> по сравнению с ранними картинами Никиты Михалкова, которыми буквально упивалась вся советская интеллигенция – "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Пять вечеров, "Несколько дней из жизни Обломова" и, конечно же, его дебютный фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих". Эти ленты были сделаны не для фестивалей, не для продажи на Запад (как картины Эмиля Лотяну), они просто отвечали той атмосфере, которая господствовала в обществе. Потом Михалков снял фильм "Родня" по очень плохому сценарию Виктора Мережко – картину частично спасли гениальная Нонна Мордюкова и Юрий Богатырев, а потом...
<b>Потом была знаменитая дружба </b>с Марчелло Мастрояни, фильм "Очи черные" (без комментариев) и первый "Золотой лев" за фильм "Урга – территория любви", картину, заметим, крайне невразумительную и большой зрительской любви не снискавшую. Но "Лев" есть "Лев" и "Оскар" есть "Оскар" и поди ж ты их получи, потрудиться придется как следует, и еще далеко не факт, что дадут. Хотя, скажем, для некоторых "Оскар" за "Москва слезам не верит" отличается от "Оскара" за "Утомленных солнцем" как золотая монета от медной. Хотя обе призовые статуэтки покрыты одинаковым слоем золотого напыления.
<b>"Промолчав 7 лет",</b> Никита Сергеевич, похоже, пришел к очень простому выводу, что не надо снимать на экспорт, а надо вернуться к тому, что принесло ему славу и любовь зрителей в своей стране – к отражению наших внутренних проблем. И надо сказать, ему это сделать удалось. Причем удалось блестяще, собрав великолепную команду из лучших на сегодня лучших артистов кино. Можно не сомневаться, что фильм "12" найдет внимание и понимание у российского зрителя – успех бы и так пришел, ну а уж с "Золотым львом" вкупе и подавно. Причем, что характерно, своей страсти снимать блокбастеры Никита Сергеевич не оставил вовсе – съемки "Утомленных солнцем-2" идут, говоря подходящим случаю языком, широким фронтом, и совсем не исключено, что в следующих весенних "Каннах 2008" Михалков захочет взять реванш за старую обиду – не полученную "Пальмовую ветвь". И не факт, что он проиграет.