Симптоматика судьбы «Волготанкера»

Сегодня был запущен механизм банкротства крупнейшего нефтеналивного пароходства в России. Арбитражный суд Москвы ввел в отношении него процедуру наблюдения. Таким образом отечественная история пополнилась еще одним примером того, как современное государство научилось решать экономические интересы власть предержащих при помощи внеэкономического инструментария.

<b>Нет смысла</b>, думается, пересказывать здесь все перипетии в долгой, но отнюдь не запутанной истории по подготовке &#171;Волготанкера&raquo; к вполне понятному – постепенной (чтобы уж не выглядело так откровенно) передаче преуспевавшего некогда предприятия от одного собственника другому. Кусок лакомый – крупнейшее нефтеналивное пароходство в стране. В настоящее время флот &#171;Волготанкера&raquo; насчитывает 353 судна: 204 танкера, 95 барж и 54 единицы вспомогательного буксировочного флота.
<b>Не нужно лупы</b>, чтобы разглядеть очевидное: ЮКОС, &#171;Волготанкер&raquo;, &#171;Русснефть&raquo; - истории этих компаний можно поставить в один ряд. Во всех случаях активы преуспевающих и динамично развивающихся предприятий стали предметом изъятия у прежних владельцев. Отличия лишь в деталях: Ходорковского и Лебедева схватили и посадили, Александрович, Канцельсон и Азаров, зачуяв неладное, скрылись заграницей, Гуцириеву хватило лишь намеков со стороны соответствующих органов, чтобы тут же согласиться на продажу своей доли (очевидно, сказывается опыт предшественников).
<b>Во всех случаях</b> инициатором банкротства выступили госструктуры. Они же последовательно и непреклонно проводили в жизнь идею передела собственности. Таким образом, если бы мы жили в по-настоящему демократическом государстве, можно было бы громко заявить, что в тех случаях, когда рейдером выступает государство (или, скорее всего, кто-то действует под его эгидой) захват предприятия, как правило, удается. Другое дело, если бы мы действительно там жили, то и проблемы такой, может быть, не стояло…
<b>Однако</b> можно констатировать и обратное: когда государство напрямую не участвует в рейдерстве, попытки поглощения могут быть отбиты. Выстоял же СМАРТС против &#171;Сигмы&raquo;, отбивается &#171;Самараоргсинтез&raquo; от &#171;Нефтехимии&raquo; (дочки &#171;Реновы&raquo;), все еще не сдался Махлаевский &#171;Тольяттиазот&raquo; в своем противостоянии с &#171;Реновой&raquo; и т.д.
<b>Ну ладно</b>, это, как говорится их дела… Но вот что напрямую касается всех: разрушена богатейшая в свое время компания страны, акционерами которой были наряду с топ-менеджерами и рядовые сотрудники, &#171;Русснефть&raquo; тоже считалась до последнего времени самой динамично развивающейся компанией России (кто поручится за &#171;потом&raquo;?), а что осталось от &#171;Волготанкера&raquo;? Кто поручится за состояние более 300 судов, второй год стоящих на приколе и не знающих даже текущего ремонта? Куда ушли несколько сот профессионалов пароходства? Кто сумеет восстановить прежние показатели?