Сочи-2014: что думают инвесторы (Volume 2)

DP.RU расспросил риэлторов и застройщиков о привлекательности Сочи для инвестиций.

<b>Елена Комова, директор по маркетингу агентства недвижимости "<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/19887" target=_blank>Домострой</a>":</b>
В настоящее время мы рассматриваем несколько проектов в сегменте жилой недвижимости Сочи, но говорить о них пока преждевременно. Жилье в этом курортном городе пользуется неизменным спросом, и его стоимость постоянно растет. Уже сейчас стоимость 1 м<sup>2</sup> в квартирах бизнес-класса сопоставима с московскими ценами и в ближайшее время она может увеличиться еще на 15–20%. Проведение Зимней Олимпиады-2014 в Сочи приведет к подорожанию во всех сегментах рынка. Причем вырастет стоимость даже "старого" жилья. Наибольший рост цен вероятен в сегменте земельных участков, частных домов и организованной коттеджной застройки. Мы ожидаем две волны повышения стоимости. Первая волна пройдет в ближайшее время на фоне сообщений о решении МОК провести Олимпиаду-2014 года в Сочи. Подорожание может составить порядка 15–20%. Начало второй волны активного роста стоимости ожидаем в период 2012–2013 годов, ближе к открытию сочинской Олимпиады. Учитывая рыночные тенденции, наибольший экономический эффект для застройщиков и инвесторов может быть от продажи уже готового к Олимпийскому сезону жилья. После окончания Олимпиады стоимость недвижимости должна остаться на высоком "олимпийском" уровне, поскольку Сочи приобретет к тому времени высокий статус. Единственное опасение – это качество "ненавязчивого" российского сервиса. Желательно, чтобы это качество соответствовало уровню заявленных цен.
<b>Георгий Дзагуров, гендиректор компании Penny Lane Realty:</b>
Наша компания успешно работает на рынке недвижимости Сочи. При этом наиболее привлекательными до сегодняшнего дня являются инвестиционные проекты, а по активности рынка недвижимости этот город пока не сравним с Москвой. В основном работа сконцентрирована на Сочи и Красной Поляне. Мы помогаем приобрести, реализовать объекты недвижимости, консультируем девелоперов. При выходе на сочинский рынок инвестор может столкнуться с дефицитом квалифицированных кадров в сфере создания и тем паче управления создаваемой инфраструктурой. Специфические особенности региона: дефицит мощностей и коммуникаций, сложности, вызванные рельефом местности, насущная необходимость соизмерять свои действия не только с сегодняшним положением дел, но и с будущим, так как развитие идет стремительными темпами.
<b>Даррэлл Станафорд, управляющий директор компании CB Richard Ellis Noble Gibbons:</b>
Проведение Олимпийских игр требует активного развития инфраструктуры города, в том числе предполагает строительство и реконструкцию всех видов туристических и развлекательных объектов. Обычно отсутствие инфраструктуры – самый большой риск для инвесторов в сфере недвижимости. Россия взяла на себя обязательство перед Международным Олимпийским движением развить инфраструктуру Сочи, что значительно снизит этот риск. Наша компания начала работать на рынке Сочи еще в 2005 году, когда отдел стратегического консалтинга и оценки реализовал три проекта в центре города – офисы, гостиничный поселок и торгово-развлекательный центр. Позже девелопер приостановил работу над проектами. На этой неделе мы подписали контракт на оценку экономической целесообразности проекта, сочетающего в себе элементы жилой и гостиничной застройки. Таким образом наша компания уже работает во всех сегментах рынка города Сочи. Мы полагаем, что количество работы в этом регионе сильно возрастет в ближайшее время.
<b>Ольга Гусева, директор по маркетингу группы компаний "Домостроитель":</b>
Наибольшую прибыль от олимпийского проекта в Сочи получат те компании, которые вышли на этот рынок два-три года назад. Им достанутся сливки. Делать это сегодня, безусловно, менее рентабельно. Кроме того, рынок сочинского региона еще окончательно не сформирован – в достаточной степени не отлажены механизмы взаимодействия участников рынка.
<b>Ольга Еременко, заместитель гендиректора компании "ДоминионМ":</b>
До сегодняшнего дня город Сочи не входил в зону интересов девелоперской компании "ДоминионМ". У нас есть стратегический план развития компании, и Сочи как регион, в который мы хотели бы войти, не рассматривался. Однако бывает такое, что предлагают достаточно интересный проект, тогда мы анализируем предложение, просчитываем его рентабельность и, если плюсы предстают как факт, принимаем решение участвовать в нем. Такого проекта на сегодняшний день по Сочи у нас нет. Тем не менее предложения поступают, мы их изучаем и рассматриваем на общих основаниях. Теоретически мы можем рассматривать Сочи как зону вложения инвестиций. Однако в сферу наших интересов входят бизнес-центры и торговые центры, а Сочи сегодня открывает перспективы для спортивных объектов и гостиниц. Теоретически нас могли бы интересовать гостиничные объекты. Но к этому надо подходить очень осторожно, чтобы не оказаться в ситуации перенасыщенного рынка. Олимпиада-2014 поднимет волну ажиотажного интереса к Сочи, соответственно существует опасность сиюминутного спроса, а наша тактика – работать на перспективу. Мы изучали рынок гостиниц Краснодарского края. Он недостаточно обеспечен, имеет порядка 60% загруженности, а обеспеченность составляет 1,7 номера на тысячу человек. Средняя загрузка по России – 5–7 номеров на тысячу человек. Тем не менее мы пришли к выводу, что строить свою гостиницу в Сочи не целесообразно, там присутствуют достаточно сильные операторы которые заявили о вхождении на этот рынок и планах по строительству гостиниц.
<b>Дмитрий Мороченко, руководитель департамента по связям с общественностью "<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/55095" target=_blank>Объединенной Промышленной Корпорации</a>":</b>
"Объединенная Промышленная Корпорация" реализует в районе "золотой мили" – той части Сочи, где железная дорога не отделяет море от города, – проект строительства отеля и апартаментов площадью более 100 тыс. м<sup>2</sup>. Этот жилищно-гостиничный комплекс вырастет на месте гостиницы "Приморская". Учитывая потребность в качественных торговых сетях, которые сегодня отсутствуют в сочинском регионе, ОПК проводит реконструкцию принадлежащего ей Центрального универмага. На месте старого "ЦУМа" ОПК намерен построить современный "шопинг-молл".
<b>Михаил Уринсон, гендиректор инвестиционно-девелоперской компании "Алур":</b>
Реализованных проектов в сочинском регионе у нас пока нет. Мы высоко оцениваем потенциал и привлекательность сочинского рынка и, безусловно, заинтересованы работать здесь. В том числе как соинвесторы, но в первую очередь как девелоперы проекта. В настоящее время мы рассматриваем проекты строительства жилья и гостиниц, ведем переговоры с локальными партнерами.
<b>Иван Слепцов, директор по связям с общественностью корпорация "<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/61728" target=_blank>Главстрой</a>":</b>
В Краснодарском крае у "Главстроя" есть масштабная программа развития производств по выпуску строительных материалов. Проекты находятся на разной стадии их реализации, поэтому пока определенно можем говорить о скором начале строительства группы заводов в Усть-Лабинске. Здесь планируется построить три завода, которые будут выпускать газобетонные блоки, сухие строительные смеси и силикатные изделия. По строительству в Сочи пока никаких комментариев нет.
<b>Яна Бердникова, гендиректор компании CENTURY 21 Sun Realty:</b>
Открытие и официальный выход компании CENTURY 21 Sun Realty в качестве агентства недвижимости планируется на 21 августа. Однако в нашей группе компаний уже работает девелоперское подразделение. Мы планируем строить в Сочи жилье бизнес- и премиум-класса, торгово-развлекательный комплекс, офисный центр и элитный коттеджный поселок. Скоро мы выводим на рынок первую очередь жилого комплекса "Лазурный" – в районе гостиницы "Рэдиссон Лазурная", и начинаем строительство второй очереди этого комплекса. Ведется согласование по проекту "Приморская" – торгово-развлекательный комплекс (возможно с апартаментами) в центре Сочи в 20 м от набережной. CENTURY 21 Sun Realty планирует обслуживать в сочинском регионе сегменты первичного и вторичного рынков, коммерческую недвижимость, коттеджи. Для частных лиц Сочи, безусловно, является инвестиционно привлекательным городом для вложения свободных денежных средств в недвижимость. Стоимость квадратного метра постоянно растет. Минус – большое количество квартир в непонятном для цивилизованного мира формате ИЖС, когда приобретаются доли в индивидуальном жилом строении. В ипотеку такие объекты оформить пока невозможно. Что касается крупных инвесторов, то инвестиционная привлекательность региона очевидна, а опасаться следует серьезных барьеров для вхождения в бизнес: бюрократических препон и высокой стоимости земельных участков, растущей "не по дням, а по часам". В 80% случаев право собственности на землю не оформлено либо находится в стадии оформления, поэтому предложение участков, годных под инвестиционные проекты, ограничено, отсюда и рост цен. Если еще год назад участок под застройку можно было купить за $400–500 тыс., то сейчас такой участок стоит $3–4 млн.