Госдума разобралась с "экстремистами"

Сегодня депутаты Госдумы расставили очередные "заслоны" на пути распространения экстремизма в России. Теперь любое преступление, совершенное по мотивам национальной, расовой, религиозной, идеологической, политической ненависти или вражды, а также вражды по отношению к какой-либо социальной группе, будут считать экстремистским.

<b>Любые – от хулиганства до </b>убийства, если суд докажет, что в своих действиях человек руководствовался именно этими мотивами. Соответствующие поправки в ряд действующих законов Госдума приняла сегодня во втором чтении.
<b>Правда, от первоначальной</b> идеи перевести преступления на почве экстремизма в разряд тяжких и особо тяжких в Думе в итоге отказались. Иначе тюремные сроки за их совершение могли бы вырасти в разы. Разработчики документа, которыми неофициально считаются люди из администрации президента, ко второму чтению решили сделать главный упор на предупреждении экстремистской деятельности.
<b>Выявлять и пресекать </b>"экстремистов" будут оперативники. Им дозволили вести "прослушку" телефонных разговоров и вскрывать "ящики" электронной почты всех, кто, по мнению стражей порядка, не только обвиняется или подозревается в экстремизме, а хотя бы располагает информацией о подготовке или совершении таких преступлений.
<b>С другой стороны, </b>оперативникам запретили заниматься провокацией в отношении экстремистов. Так что попы "гапоны" теперь выйдут из моды.
<b>Ну, а если "силовики" </b>не успели нанести упреждающий удар по "противнику", и в центре Москвы все же случилась очередная массовая драка с участием представителей разных национальностей, то судить "экстремистов" будут по всей строгости закона. К примеру, за убийство "впаяют" – до 20 лет тюрьмы или пожизненное заключение, за участие в массовых беспорядках (погромах и т.д.) – до 12 лет, за хулиганство, вандализм и угрозу убийством – до 5 лет. Причем сажать начнут с 14-ти лет.
<b>С другой стороны</b>, парламентарии отказались признавать экстремистскими убийства, совершенные из кровной мести. "Вот если такие преступления будут носить массовый характер, то в них можно обнаружить социальную рознь, а значит, считать экстремистскими", – пояснил на заседании депутат Госдумы Дмитрий Еремин. Впрочем, депутаты сначала совсем "зачистили" "кровную месть" из УК РФ, убрав это понятие из перечня отягчающих обстоятельств при совершении убийства. Если бы изъян не обнаружили вовремя (в том числе, по просьбе корреспондента dp.ru), то за убийство "кровника" "давали" бы максимум до 15 лет.
<b>Хранителей, изготовителей</b>, а также распространителей экстремистских материалов, список которых скоро составят в правительстве, пока накажут рублем. Для граждан штраф составит от 1 до 3 тыс. рублей либо арест до 15 суток, для должностных лиц – от 2 до 5 тыс. рублей, для юридических лиц – от 50 до 100 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток с конфискацией материалов и оборудования для их изготовления.
<b>Но избежать наказания </b>можно. В последний момент депутаты предоставили такой шанс, предусмотрев освобождение от уголовной ответственности для тех партийцев или членов организаций, которых суд признал экстремистскими и запретил их деятельность. Если экстремист в добровольном порядке сдаст партийный билет, а суд не обнаружит в его действиях иного состава преступления, то "небо в клетку" может пригрезиться лишь в страшном сне.
<b>Быть начеку </b>придется теперь и "работникам пера". Если, к примеру, "несогласных", "яблочников" или коммунистов суд объявит экстремистами и запретит их деятельность, то без упоминания этого факта писать о них запрещено. У журналиста изымут не только "пленки" и блокноты, но и покарают штрафом – для редакции его размер составит до 100 тыс. рублей. Еще один вариант – "простой" в работе до 3 месяцев.
<b>В довершении всего </b>парламентарии решили не пускать на выборы тех кандидатов в президенты или в депутаты Госдумы, кто хоть раз привлекался судом за экстремистские деяния.
<b>Олег Морозов</b>, первый вице-спикер Госдумы:
<b>– На пути всех проявлений </b>экстремизма будет поставлен жесткий заслон, а принимаемый комплекс мер станет правовой основой формирования в нашем обществе нетерпимого отношения к малейшим проявлениям ксенофобии, национализма и других форм экстремизма. Фракция "Единая Россия" выступает за усиление борьбы с проявлениями любых форм экстремизма, а также за ужесточение наказаний за преступления, совершенные на национальной почве и за пропаганду самой идеологии насилия. В последнее время национализм все чаще принимает самые крайние формы и должен быть решительно остановлен. Еще свежи в памяти прошлогоднее убийство студента из Сенегала, совершенное по мотивам национальной ненависти и вражды, убийство таджикской девочки Хуршеды Султоновой, квалифицированное судом как обычное хулиганство, нанесение ножевых ранений девочке-мулатке Лилиан Сиссоко, резня в московской синагоге.
<b>Действия экстремистов </b>представляют серьезную опасность. Враги России стремятся использовать их в качестве спускового механизма взрывоопасных национальных конфликтов, направленных на дестабилизацию ситуации в обществе и развал нашей страны. Бездействие в такой ситуации совершенно нетерпимо.
<b>Геннадий Гудков</b>, депутат Госдумы (фракция "Справедливая Россия"):
<b>– Несмотря на ряд </b>позитивных и разумных моментов, закон фактически превращает Россию в СССР в худшем смысле этого слова. В России законодательство по борьбе с экстремизмом и так чрезмерно расширено. В нем и сейчас содержатся нормы, которые остаются на толкование судей и следователей. Уже существует фактически запрет на критику, которую можно расценить как посягательство на работу органов власти.
<b>Принимаемые поправки </b>возвращают страну в преддверие 1937 года. Прав был Оруэлл в своем бессмертном произведении "1984", что даже преступная мысль тоже является преступлением или "мыслепреступлением", за которое полагается "распыление". Не только убийство и причинение тяжкого телесного повреждения, но и легкий вред здоровью без последствий в виде хлопка по попе или пощечины, или выражения типа "Торговцы, вы все хамы" создают возможность толковать это как призыв к экстремистской деятельности, направленной на разжигание социальной розни. Вторым подводным камнем является наличие абстрактных формулировок. Например, разжигание социальной ненависти и вражды к отдельной социальной группе. А социальной группой можно объявить заевшихся олигархов, коррумпированных чиновников и за это можно будет посадить от трех до семи лет.
<b>Этот закон ставит СМИ </b>в двусмысленное положение. За информацию об акциях или маршах несогласных их обвинят в оправдании подстрекательства – термин 37 года. Фразы "незваный гость хуже татарина", "евреи самые умные", а "русские самые добрые" по расширенному толкованию однозначно подпадают под пропаганду исключительности либо неполноценности человека по его национальному или социальному признаку. Это станет не только уголовно-наказуемое деянием, но и причиной закрытия СМИ.
<b>Мы фактически хотим </b>вернуться во времена СССР, к спискам идейно вредной и идейно ущербной литературы. В России будет создан банк данных с перечнем экстремистских публикаций и произведений. Все идет к правосудию, основанному на принципах политической целесообразности.
<b>Игорь Морозов</b>, депутат Госдумы (фракция "справедливая Россия"):
<b>– Эти поправки могут отразиться </b>на развитии демократии в России. Новые инициативы позволяют расширить оперативно-технические мероприятия ("прослушка", наружное наблюдение), спустив их с особо опасных преступлений на преступления средней тяжести. Таким образом, получается, что политические партии, члены партий, официально зарегистрированные Минюстом России, которые в пылу политической полемики сделали те или иные резкие заявления, могут попасть под оперативную разработку. Но это никоим образом не связано с терроризмом и экстремизмом. Спецслужбам предоставляется возможность работать по всем политикам, политическим партиям, которые представляют интересы значительных слоев населения, а это резко сужает демократическую базу развития гражданского общества.