14:4327 июня 200714:43
18просмотров
14:4327 июня 2007
Пока весь мир отмечает 40-летие банкомата, Россия только пытается догнать развитые страны по числу этих автоматизированных "дыр в стене". Однако наши банкоматы в 90% случаев используются лишь для снятия наличных – в то время как их западные аналоги уже научились говорить, печатать фотографии, скачивать рингтоны к мобильникам и т. д.
<b>Впрочем, массовый "десант"</b> в Россию более сложных агрегатов не за горами, уверяют специалисты.
<b>Шотландец Джон Шепард Барон</b> вряд ли предполагал, какая громкая слава уготована его изобретению. Он всего лишь сконструировал машину для выдачи бумажных денег по заказу британской компании, эти деньги печатавшей. Но факт остается фактом: 27 июня 1967 года первый в мире банкомат был установлен в одном из лондонских отделении банка Barclays, положив начало новой эре в финансовом бизнесе. И именно англичане дали банкомату известное прозвище "дырка в стене" (hole in the wall).
<b>Злые языки напоминают</b>, что вообще-то первое подобное устройство появилось в Нью-Йорке еще накануне Второй мировой войны. Однако американцы побоялись доверить непонятной машине свою наличность, и проект благополучно прикрылся. Да и так ли важно, кому принадлежит пальма первенства? Гораздо интереснее эволюция, которой подвергся банкомат за минувшие 40 лет.
<b>Современный многофункциональный банкомат</b>, помимо своей основной обязанности, умеет многое – принимать платежи (например, по кредитам), выдавать монеты, "читать" штрих-коды на финансовых документах и т. д. В последнее время появляются и вовсе уж экзотические модели: скажем, в норвежском Осло установлены говорящие банкоматы для слепых, а один из банков в Бельгии научил свои машины продавать билеты на концерты и прочие популярные "тусовки". Но переплюнули всех, пожалуй, все те же британцы. Они сейчас тестируют мультимедийный комплекс Max Box с возможностью денежных операций, печати цифровых фотографий, скачивания игр и рингтонов и т. д.
<b>В количественном отношении</b> Россия уже почти догнала ближайших соседей – на каждый миллион человек у нас приходится 256 банкоматов (в Восточной Европе – 278). Скоро и этот разрыв исчезнет: по данным компании Retail Banking Research, "машинный парк" в нашей стране растет на 30–40% в год. Однако до лидеров нам далеко, как до Шанхая пешком: в Великобритании на 1 млн населения приходится более 800 банкоматов, а в США – более 1 тыс.
<b>К тому же в 90% случаев</b> россияне используют банкомат лишь как большой стальной бумажник, снимая наличные со своей "зарплатной" карты. Так что сложные многофункциональные аппараты у нас не в почете – Retail Banking Research утверждает: в 2006 году из 36 тыс. машин принимать платежи могли лишь 3 тыс., а воспринимать штрих-коды – около 1 тыс.
<b>Дороговизна "навороченных" банкоматов</b> – главное препятствие их массового прихода на российский рынок. Есть большая разница – платить за каждое устройство $12 тыс. или $50–60 тыс. Однако представители Diebold (производитель банкоматов с долей на российском рынке, по разным оценкам, 22–30%) уверены, что скоро технологическая революция придет и к нам. Одна из главных предпосылок этого – крупные банки все сильнее стремятся накрыть своей сетью всю территорию страны. А один многофункциональный банкомат в перспективе способен заменить не слишком крупный филиал, что особенно актуально для небольших городов и поселков.