Госдума отправилась "под следствие"

В пятницу Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в УПК и закон "О прокуратуре" в части создания Следственного комитета.

<b>Правда, в последний момент </b>закон все же пришлось поправить, вернув его на второе чтение. Оказалось, что сразу разделить надзор и следствие не получится, хотя формально Следственный комитет станет независимым от Генпрокуратуры органом. Новая контора создается при ведомстве, а ее руководитель будет назначаться Совфедом по представлению президента (уже сейчас среди главных претендентов на это место называются экс-генпрокурор Владимир Устинов, а также замгенпрокурора Александр Бастрыкин). Ожидается, что комитет приступит к работе осенью.
<b>Однако к третьему </b>чтению выяснилось, что расходы на содержание нового ведомства не предусмотрены. Поэтому первое время комитет поживет за счет Генпрокуратуры. Как пояснил на заседании зампред думского Комитета по конституционному законодательству Александр Москалец, "до 1 января 2008 года финансовое и материально-техническое обеспечение комитета будет осуществляться за счет средств и системы органов прокуратуры". И только с нового года на содержание следователей должна появиться отдельная статья расходов.
<b>В то, что следователи </b>перестанут материально зависеть от прокуроров, не поверил коммунист и бывший прокурор Виктор Илюхин. "Реализация закона потребует дополнительных материальных затрат, но финансово-экономического обоснования от правительства нет", – указал на "прореху" в сопроводительных документах один из противников реформы прокуратуры. Вслед за этим Илюхин пообещал обжаловать принятие закона в Конституционном суде.
<b>Сомнения возникли </b>и у депутата от ЛДПР Алексея Митрофанова. "Если речь идет о маленькой районной прокуратуре, как там отделить следователей? – недоумевал парламентарий. – Там одна машинка ржавая на всю прокуратуру, как ее делить?" Предвидя "бои за имущество" между следователями и прокурорами, Митрофанов предложил отложить вступление закона в силу до 1 сентября 2008 года. "Чтобы предотвратить неразбериху, прокуратуре надо дать время на технологическую подготовку", – тщетно пытался убедить своих коллег из профильного комитета Митрофанов.
<b>В законе также </b>появилась поправка, по которой уголовные дела будут передаваться в комитет лишь "по мере их формирования", но не позднее 1 января 2008 года. Кто будет расследовать старые дела, депутаты так и не ответили. Г-н Митрофанов считает, что это лишь начало "бардака" на пути разделения следствия и надзора. "Следующим шагом будет создание единого следственного комитета, то есть передача следственных подразделений из ФСБ, МВД и Госнарконтроля в одно ведомство, – озвучил отнюдь не новую идею депутат. – Пока представители разных ведомств будут бороться за свое лидерство в новом ведомстве, пройдет года два. В это время бизнес может задышать спокойно".
<b>"Следственная лихорадка" </b>пойдет на пользу только ворам и преступникам, а вот граждане, страдающие от беззакония органов, замучаются обивать пороги судов в надежде отстоять свои права, возразил Виктор Илюхин. "Только в прошлом году прокуратура выявила 3 млн нарушений со стороны следователей, – отметил депутат. – Теперь прокурору придется ходить на поклон к начальникам следователей, а в случае отказа – в суд. Если прокуратура обратится с исками хотя бы по половине таких фактов, то стране понадобится еще одна судебная система".
<b>По информации dp.ru</b>, свою "фигу в кармане" приготовили для новой конторы и прокуроры. Как только в ведомстве поползли слухи о готовящейся реформе, прокуроры стали спешно переводить следователей на должности своих помощников. Кадровый голод, конечно, не наступил, но следовательские ряды все же понесли потери. Так что, кроме финансов, будущему комитету придется задуматься еще и над решением этой проблемы.