00:0008 мая 200700:00
10просмотров
00:0008 мая 2007
СПб. По цифрам из программы повышения безопасности на дорогах РФ можно сделать вывод, что чиновники оценили статистическую жизнь россиянина в 3,8 млн рублей.
В федеральной целевой
программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.", возможно,
впервые в российской истории производится оценка в рублях социального эффекта
снижения смертности на дорогах. Для этого чиновникам пришлось перевести 1,3 тыс.
жизней, запланированных для спасения в 2006 г., в деньги. Судя по представленным
в программе цифрам, статистическая жизнь была оценена в 3,8 млн
рублей.
Можно предположить, что эта цифра была получена уже устаревшим в
развитых странах способом, а именно суммированием средней зарплаты за промежуток
между ожидаемым возрастом смерти в ДТП и возрастом смерти от прочих причин.
Средняя зарплата в декабре 2005г. (перед принятием программы) была равна 11 тыс.
рублей, а ожидаемая продолжительность жизни - 65,3 года. Таким образом, чтобы
формула давала наблюдаемый результат, средний возраст смерти должен быть равен
36,4 года. Это должно быть близко к истине, так как в программе констатируется,
что четверть погибших находилась в возрасте 25-40 лет.
Жизнь
бесценна?
В США от такого метода оценки стоимости жизни отказались лет 20
назад, когда ученые стали делать исследования на основе разницы зарплат в
профессиях с разным риском смерти. В результате они получали оценку того, на
какое повышение зар-платы люди в среднем согласны при увеличении риска смерти,
например на 1% в течение года. Умножая эту цифру на 100, можно получить грубую
оценку стоимости статистической жизни.
Разные модификации этой методики
дают оценки для США от $1 млн до $8 млн (иногда и выше). "Зар-платный" метод
дает цифру порядка $0,47 млн, то есть минимум в 2 раза ниже "рыночной" оценки.
Это значит, что и российская оценка в 3,8 млн может быть заниженной, а с ней - и
инвестиции в безопасность, предписанные программой. Только квалифицированные
исследования в области стоимости статистической жизни в России могли бы ответить
на вопрос о том, во сколько мы сами оцениваем свою жизнь.
Цель программы
повышения безопасности дорожного движения: к 2012 г. по сравнению с 2004 г. в
1,5 раза сократить число лиц, погибших в результате ДТП, и на 10% - количество
ДТП с пострадавшими.Цель программы повышения безопасности дорожного движения: к
2012 г. по сравнению с 2004 г. в 1,5 раза сократить число лиц, погибших в
результате ДТП, и на 10% - количество ДТП с пострадавшими.
~ $1 млн -
принятая стоимость статистической жизни в дорожных службах США.