16:4328 апреля 200716:43
5просмотров
16:4328 апреля 2007
Вчера Госдума приняла во втором чтении поправки к УПК и закону "О прокуратуре", предусматривающие создание при Генпрокуратуре Следственного комитета. Новая структура должна заработать осенью, тогда же прокурорам предстоит поделиться своими полномочиями со следователями.
<b>Судя по документу</b>, дележка будет скорее напоминать экспроприацию. До сих пор прокуратура обладала поистине царскими полномочиями, сосредоточивая в своих руках следствие и надзор. После вступления закона в силу прокурор больше не сможет возбуждать и прекращать уголовные дела, а также передавать их из одних рук в другие. Это право отойдет новой структуре, а бывшим начальникам останется лишь надзирать за действиями следователей и зачитывать обвинительные речи в суде.
<b>В думских кулуарах</b> ходят разговоры, что разделение следствия и надзора в рамках Генпрокуратуры – решение политическое и призвано ослабить влияние ведомства под руководством Юрия Чайки. Хотя сам Чайка во всех официальных комментариях не возражал против урезания полномочий своих подчиненных. Неофициально после того, как документ внесли в Думу, представители Генпрокуратуры неустанно обивали пороги депутатских кабинетов в надежде отстоять хоть часть былых привилегий.
<b>В итоге</b> у прокуратуры все-таки останутся люди, которые смогут возбуждать или прекращать уголовные дела с ведома и под контролем прокуроров. Это дознаватели. Ко второму чтению депутаты разделили их в законе со следователями не запятой (как сейчас), а союзом "или". Кроме того, прокуроры вернули себе право утверждать обвинение по уголовному делу перед тем, как направить его в суд.
<b>В остальном</b> усилия оказались напрасными. Противники реформы в Думе утверждают, что при таком раскладе Следственный комитет превратится в монстра, неподконтрольного прокурорскому надзору. Один из них, коммунист (и бывший прокурор) Виктор Илюхин пояснил dp.ru, что "на деле прокуроров лишают права оперативного реагирования на беззаконие следователей". "Только в прошлом году прокуратура выявила 3 млн нарушений со стороны следователей, – отметил депутат. – Теперь прокурору придется ходить на поклон к начальникам следователей, а в случае отказа – в суд. Если прокуратура обратится с исками хотя бы по половине таких фактов, то стране понадобится еще одна судебная система".
<b>Контролировать работу</b> этого органа генпрокурор и впрямь не сможет. Ко второму чтению депутаты вывели комитет из состава органов Генпрокуратуры. Новая контора станет работать всего лишь при ведомстве. А ее руководитель не будет считаться первым заместителем генпрокурора, хотя его кандидатуру по-прежнему предстоит утверждать Совфеду с подачи президента.
<b>"Если следствие оставить</b> без надзора, очень скоро оно начнет работать с тем самым обвинительным уклоном, который мы искореняли много лет", – добавляет Илюхин, предрекая стране возрождение репрессий. Зампред думского Комитета по госстроительству Александр Москалец в такие "страшилки" не верит. "Мы всего лишь хотим, чтобы прокуратура превратилась в государево око, коим и должна быть, и не вмешивалась в следствие, оставаясь органом надзора", – заверил депутат dp.ru.
<b>Как ни крути</b>, но реформа все-таки ударит по простым гражданам. Жаловаться на незаконные действия следователя теперь придется не прокурору, а начальнику следователя или в суд. Последний вариант грозит затянуть разбирательство на годы, а в это время никто не помешает следователю вести дело так, как считает нужным.
Елена Земскова