Политологи комментируют dp.ru послание Путина

<span style="FONT-FAMILY: Arial">

<b>Валерий Хомяков, политолог, генеральный директор Совета по национальной стратегии:</b>
<b>Во-первых, президент отметил</b> важность нынешнего года как года начала избирательного цикла и отметил важность выборов в <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/92591" target=_blank>Государственную думу</a>. Я думаю, это очень важное событие, и он прекрасно это осознает, несмотря на то, что он просил не расценивать выступление как политическое завещание. Но в каком-то смысле многие озвученные в послании вещи связаны с тем, что президент предлагает и будущей Госдуме и будущему президенту некие ориентиры, о которых он говорил. Это и нанотехнологии, и развитие реформы ЖКХ, и многие другие вещи, связанные с внутренней и внешней политикой. Особенно, мне кажется, он достаточно подробно остановился на взаимодействии России и НАТО и достаточно резко выступил по поводу тех инициатив, которые предпринимают США по строительству систем ПРО в Чехии и Польше. То есть он фактически подтвердил те мысли, которые говорил в свое время по этому поводу в Мюнхене.
<b>Мне показалось, что президент</b> все-таки мало уделил внимания одной из главных наших проблем повседневной жизни – борьбе с коррупцией. По крайней мере, в послании это не прозвучало. Не знаю, с чем это связано. Может быть, президент считает, что у нас все в порядке? Тем не менее обычные граждане постоянно сталкиваются с этими проявлениями.
<b>А так принципиальных отличий</b> от посланий прошлых лет я не увидел. Как правило, все послания были достаточно многогранны, хотя в каждом из них была своя главная тема. Сегодня мне показалось, что одна из главных тем – это то, что должна развиваться не только наша сырьевая промышленность, но и высокие технологии.
<b></b>
<b>Сергей Марков, политолог, член Общественной палаты, директор Института политических исследований: </b>
<b>Главная мысль состоит в том</b>, что это послание и предыдущее – вместе составляют концептуальный план развития страны. Президент обозначил несколько очень важных составляющих. Первое – это изменение экономической политики. Переход от монетаристской политики бухгалтерского накопления денег на счетах у <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/997545" target=_blank>Кудрина</a>, от вывода десятков миллиардов долларов из экономики страны к вложению этих денег в экономическое развитие. Давным-давно народ России буквально вопиял и говорил, что нужно строить дороги, аэропорты, заводы, корабли, самолеты... И вот президент по сути дела озвучил эту программу модернизации. Мы переходим от монетаристской политики к новой промышленной политике. Конечно, еще очень много предстоит проработать. Какая должна быть эта политика, какие формы, какие приоритеты, как все это увязать и так далее. А кроме того, нужна еще политическая воля, чтобы этого добиться. Потому что будут сдерживать эту политику, будут стараться подорвать реализацию этого послания.
<b>Второе. Появились слова</b> "развитие" и "стратегия". То есть не просто рост, а переход к качественному развитию и какая-то концептуальная стратегия большого плана развития.
<b>Третье. Во внешней политике</b> главная сенсация – это мораторий на Договор об обычных вооружениях силах в Европе (ДОВСЕ). Этот мораторий по сути дела означает призыв к началу переговоров о разоружении. Поскольку Путин сказал, мол, коллеги, мы разоружаемся, мы строго придерживаемся всех договоренностей о разоружении, которые мы подписали. Ну а что же другие не придерживаются? Почему американцы развязали гонку вооружений в Европе? Какие такие военные угрозы у американцев в Европе есть? Нужно, чтобы это обсуждала ОБСЕ. Вместо того чтобы они здесь подстрекательством занимались и врали про выборы так, как они врали про украинские выборы, назвав третий тур честным. Как они врут сейчас про Ющенко, скрывая то, что он грубейшим образом нарушил конституцию, встав на путь государственного переворота. Вместо этого давайте вспомним, зачем они были созданы – совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Вот, американцы строят в Европе ПРО. А ведь еще 30 лет назад была принята концепция о том, что щит и меч неотделимы и противоракетная оборона – часть ракетного нападения. Давайте заниматься этой проблематикой. Мы требуем, чтобы все остальные страны тоже подключились к разоружению, вместо того чтобы развязывать гонку вооружений.
<b>Четвертое. Я думаю</b>, что для граждан России было важно услышать, что будут мощные вложения в жилищные проекты и ЖКХ, которое тесно связано с жильем. Я думаю, что по совокупности они должны привести и к большому ускорению строительства жилья и к падению наконец-то цен на недвижимость, которые в нашей стране искусственно завышены.
<b>Кое-что президент и упустил.</b> Он говорил про необходимость преодоления духовного кризиса, необходимость опираться на духовную силу народа и т. д. Если бы туда добавили одну фразу: "И в этом большую роль должно играть телевидение" – я думаю, в этом месте аплодисменты зала были бы самыми громкими.
<b>Одним словом, нынешнее послание</b> было не прощальным, а подытоживающим. Путин упомянул, что хорошее было сделано, широким фронтом описал, что еще будет делаться. И дальше сказал, что это на много лет, это концепция развития, президентом будет другой, но я из политики не ухожу.
<b></b>
<b>Дмитрий Орешкин, политолог, ведущий научный сотрудник института географии РАН: </b>
<b>Главная мысль послания</b> президента – в долгосрочности. Он впервые говорил о таких проектах, которые продлятся несколько десятилетий. В частности, о жилищном строительстве. То же самое можно сказать и про попытку построить целый ряд новых государственных корпораций – по нанотехнологиям, по судостроению, авиастроению и т. д. То есть совершенно нет такого ощущения, что человек собирается уходить – он ставит долгосрочные программы, цели. Другой вопрос, насколько они достижимы в реальности и насколько они достижимы теми средствами, о которых сказал Путин... Но пока мы имеем дело даже не с пятилетними планами, а планами как минимум на две пятилетки.
<b>Владимир Путин давно говорил</b>, что он свое место в строю найдет. Можно сколько угодно спекулировать на тему, где это место будет находиться. Но такого рода послания подразумевают, что он сам намерен занимать очень активную позицию в решении этих задач. Иначе это выглядело бы несерьезно.
<b>Сегодняшние высказывания Путина</b> о НАТО воспринимаются, конечно, как очень жесткая риторика. Прямой угрозой я бы это не назвал, но я давно уже не слышал таких резких заявлений от руководства нашей страны. В последний раз это звучало из уст брежневского министра иностранных дел Андрея Громыко, когда в СССР приезжал госсекретарь Сайрус Вэнс с идеями сокращения ракетных вооружений.
</span>