Думы о кредитах

Узнают ли россияне настоящую цену кредитам – вот, пожалуй, главная интрига депутатской весны. Пока чаша весов склоняется в сторону потребителей: соответствующие законодательные поправки <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/92591" target=_blank>Госдума</a> рассмотрит в ближайшие дни. Однако вряд ли банкиры сдадутся без боя.

<b>Цирковую "борьбу нанайских мальчиков"</b> напоминает чем-то нелегкая судьба закона о потребительском кредитовании. Кто-то топчется под медвежьей шкурой, один из бойцов берет верх – а потом оказывается, что все эти потуги изображал единственный гимнаст.
<b>Есть и существенная разница</b>: многие банкиры действительно готовы лечь костьми, чтобы не раскрывать эффективную ставку по займам. Они стращают депутатов статистикой: в прошлом году невозвраты по потребительским кредитам выросли в 3 раза – до 33 млрд рублей. Среднестатистический россиянин к 1 января 2007 года задолжал банку 11,3 тыс. рублей, а москвич – 34,4 тыс. рублей. Противники "политики открытости" боятся, что после срывания покровов иссякнет поток доверчивых клиентов, оплачивающих чужие кредитные грешки.
<b>Зато государство не на шутку</b> увлеклось нанайскими играми. Сначала <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/89640" target=_blank>Минфин</a> готовит законопроект о потребительском кредитовании, где прописано обязательное раскрытие эффективной ставки. Потом ведомство Кудрина от этой идеи отказывается: мол, очень трудно определить это понятие. Затем начинаются дебаты, как рассчитывать процент в каждом конкретном случае... Словом, дело явно превращается в "бесперспективняк".
<b>Однако тут подсуетилось</b> законодательное собрание Краснодарского края. Депутаты решили обязать финансистов говорить правду, изменив законы о банках и банковской деятельности. И в понедельник первый заместитель главы профильного комитета <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/92591" target=_blank>Госдумы</a> Павел Медведев заявил: "Рассмотрим эти поправки на этой неделе". Он уверен, что затем поправки без труда пройдут в первом чтении через парламент.
<b>Методы "выбивания" долгов</b> по кредитам также не нравятся нашим чиновникам. Конечно, мордовороты в кожаных куртках с головами типа "а еще я ей ем" остались где-то в "диких 90-х". Однако пришедшие им на смену коллекторские агентства часто работают на грани фола, утверждает заместитель руководителя <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/71290" target=_blank>Федеральной антимонопольной службы</a> <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/669381" target=_blank>Андрей Кашеваров</a>.
<b>"Коллекторы начинают звонить</b> должнику в 2 часа ночи с требованием вернуть кредит", – говорит Кашеваров. В ФАС лежит куча заявлений с жалобами и на другие методы психологического давления, подходящие под определение "вмешательство в частную жизнь". А это категорически запрещено статьей 150 Гражданского кодекса РФ и может стать основанием для судебного иска.
<b>Отношения заемщиков</b> и коллекторов должен отрегулировать все тот же закон о потребительских кредитах. ФАС предлагает запретить банкам "передавать" должников (без их согласия) третьим лицам. Банкиры, разумеется, категорически против. Так что битва в Госдуме, где существует мощное финансовое лобби, будет нешуточной. И главная надежда россиян-заемщиков – приближающиеся выборы, накануне которых депутаты так любят делать народу подарки.