14:4629 марта 200714:46
324просмотров
14:4629 марта 2007
Мораль и нравственность прививают нам в детстве – таковы были представления об этических ценностях до недавнего времени. Считалось, что хорошее воспитание и общепринятые нормы дают нам представление о добре и зле, которыми мы руководствуемся в течение всей жизни. Однако группа американских психологов опровергла это устойчивое мнение.
<b>Новейшие знания позволяют</b> сделать вывод, что даже сиюминутное эмоциональное состояние людей влияет на их моральную оценку всего происходящего, <a href="http:///" target=http://www.nature.com/index.html>сообщает журнал Nature.</a> То есть, оказываясь перед нравственным выбором, человек руководствуется не только своими представлениями о хорошем и плохом, но и эмоциями. Это означает, что очень часто он поступает высокоморально не из-за своих принципов, а просто из жалости и сочувствия к попавшему в беду человеку. Если обычные чувства так сильно влияют на решения человека то, что уж говорить о тяжелых патологиях.
<b>Вентромедиальная префронтальная кора (ВМПК)</b> – это особый отдел мозга (располагается на 3–5 см позади глаз), отвечающий за эмоциональную оценку воспринимаемой человеком информации. В большей степени ВМПК отвечает за чувство вины, сострадание и стыд. Когда этот участок поврежден, человек становится не способен испытывать чувство вины и сострадать другим. Группа американских психологов вплотную занялась изучением этого явления. Шестеро пациентов с такими повреждениями были протестированы учеными. Испытуемым показывали картинки и предлагали вообразить различные события и свое поведение в той или иной ситуации.
<b>Результаты получились ошеломляющие. </b>Например, испытуемым была предложена ситуация: необходимо столкнуть под поезд одного человека, чтобы выжили все остальные. Пациенты должны были выбрать, как им поступить в таком случае. Все пациенты с поврежденной ВМПК (участком коры мозга) единогласно заявили, что они собственноручно убили бы одного человека на благо всех остальных.
<b>Пациенты руководствовались исключительно </b>простым расчетом: один погиб, но это ничего, зато остальные спаслись. Да, убийство человека недопустимо, но в этой ситуации пользы от совершенного действия больше, чем зла. То есть пациентов интересовал будущий положительный результат. Многие из них отметили, что не видят разницы между убийством человека посредством нажатия кнопки (к примеру, пустить в комнату ядовитый газ) и собственноручным удушением, если и в том и другом случае будут избавлены от смерти другие люди. Здоровые люди, прошедшие такие же тесты, тоже признались, что ради многих жизней смогли бы поступиться одной. Но убили бы человека только посредством нажатия кнопки, а не своими руками.
<b>И дело не в том, что из-за повреждений </b>ВМПК представления людей о том, что такое хорошо и что такое плохо, искажаются. На сознательном уровне пациенты прекрасно отличают добро от зла. Они не серийные убийцы и не маньяки – умственные способности у людей с повреждениями ВМКП в полном порядке и никаких других отклонений от нормы не наблюдается. Просто это люди, которые при решении серьезных моральных дилемм руководствуются только рассудком. А у здоровых людей в этом процессе огромную роль играют эмоции.