12:3013 марта 200712:30
7просмотров
12:3013 марта 2007
Наши компании зарабатывают на IPO на 20% меньше, чем иностранные. А все потому, что западные инвесторы боятся купить кота в мешке и обычного "кидалова". Дабы развеять эти страхи, россияне должны нанимать директоров-иностранцев, считают эксперты.
<b>Петр I в свое время</b> назначал на ключевые посты "гастарбайтеров" из Европы: слишком уж вороваты и неразворотливы были "топ-менеджеры" боярской Руси. Пришла пора вспомнить об этой традиции, утверждают эксперты консалтинговой компании Heidrick & Struggles.
<b>"Непрозрачные, подконтрольные узкому кругу</b> лиц и не имеющие механизмов защиты интересов всех акционеров (а не только основных собственников)" – такой непривлекательный образ сложился на Западе у наших компаний, говорится в <a href="http://www.heidrick.com/NR/rdonlyres/08202097-54DC-4554-8D81-26DA98C962C3/0/HS_RussiaBoardReport.pdf">исследовании</a> компании. В него вошли 50 крупнейших бизнес-единиц – <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/29120" target=_blank>"Газпром"</a>, <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/24938" target=_blank>ВТБ</a>, <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/45084" target=_blank>"ЛУКОЙЛ"</a>, <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/21727" target=_blank>АФК "Система"</a> и т. п.
<b>"Если российские компании</b> хотят получать оценку, которую они ожидают, то одна из сфер, где они должны поработать, это корпоративное управление", – уверен глава российского отдела H&S Скотт Эверсман. Западные инвесторы готовы платить за наши акции на 38% больше, но для этого внутренняя "кухня" компаний должна быть прозрачной как стекло.
<b>Независимый директор</b> (иностранный бизнесмен с хорошей репутацией) – простой и эффективный способ успокоить инвесторов. Показателен сам факт: эти "автономные управляющие" присутствуют в 90% крупных российских предприятий, которые уже провели IPO за рубежом. Их доля в советах директоров составляет от одной трети до половины состава.
<b>Сейчас более 100</b> потенциальных отечественных эмитентов обдумывают возможность IPO, 40% из них присматриваются к зарубежным площадкам. Но лишь 52% уже наняли независимых директоров, причем в руководящем составе те занимают всего 3%.
<b>В ближайшие полгода-год</b> российским компаниям, выходящим на IPO за рубеж, потребуется от 70 до100 независимых руководителей мирового уровня, большую часть которых составят иностранцы, делает вывод Heidrick & Struggles. И россиянам надо поторопиться – вербовку топ-менеджеров рекомендуется начинать минимум за 7–10 месяцев до IPO, иначе на Западе их могут воспринять как обычных "свадебных генералов". Да и приезжему бизнесмену понадобится время, чтобы войти в курс дела, оценить российские реалии и понять, куда он попал.