К концу года на дороги выйдут автомобили-роботы

Ученые Стэнфордского университета сегодня объявили, что менее чем за год они планируют создать роботизированный автомобиль, способный перемещаться в городском потоке машин без вмешательства водителя.

<b>В Стэнфорде рассказывают</b>, что создание автомобиля-робота будет спонсироваться американским агентством передовых научных разработок DARPA – подразделением Минобороны США, в свое время стоявшим у истоков интернета.
<b>Агентство DARPA еще в 2005 году </b>объявило конкурс Crand Challendge с денежным призом на создание роботизированных автомобилей. Он состоит из трех заданий, в каждом этапе могут принять участие абсолютно все желающие.
<b>На первом и втором этапе конкурса </b>предложено создать автомобиль, перемещающийся без водителя, однако он может быть управляем удаленно. На третьем, самом сложном этапе было предложено создание полноценного роботизированного автомобиля, способного ориентироваться в городе.
<b>Специалисты университета планируют </b>принять участие в третьей и самой сложной части проекта.
<b>Старт уникальному автопробегу </b>по бездорожью был дан 8 октября 2005 года: на Дальнем Западе США состоялись гонки по пустыне Мохаве, в которых приняли участие автомобили без водителей, управляемые только компьютерами.
<b>В гонке приняли участие </b>две команды – Carnegie Mellon Red (она вывела на старт переделанную из внедорожника "Хаммер" машину Sandstorm, а также изготовленный на базе того же "Хаммера" автомобиль-робот Highlander) и команда Стэнфордского университета, переоборудовавшая соответствующим образом внедорожник Volkswagen-Touareg R5".
<b>Каждый из этих "железных коней"</b> управлялся компьютерами на базе процессоров Intel Pentium M и Intel Itanium 2. Робот-внедорожник Стэнфордского университета использовал еще и технологию стереоскопического компьютерного зрения (Intel OpenCV), код для которой написан специалистами нижегородского научно-исследовательского центра Intel.
<b>Сейчас же в Стэнфорде создают </b>полноценного участника дорожного движения.
"<b>Такие машины будут обладать </b>развитым искусственным интеллектом", – рассказывает инженер и специалист по компьютерной схемотехнике Стэнфордского университета Себастьян Тран.
<b>Если раньше в университете в качестве объекта </b>для роботизирования выбирали преимущественно внедорожники, так как в салоне приходилось размещать массу оборудования, то теперь в качестве "подопытного" выбран Volkswagen Passat 2006 года выпуска.
"<b>Если раньше мы соревновались </b>на безлюдной местности, то теперь настало время "живого" заезда в городе", – говорит Тран. "Новое поколение систем автоматизации и навигации должно позволить полностью управлять автомобилем в городе без вмешательства человека", – поясняет он.
<b>Отдельную и довольно основательную часть исследований</b> в университете посвящают безопасности как людей и других автомобилей в городе, так и самой машины-робота.
<b>Инженеры говорят: чтобы роботизированный авто </b>мог перемещаться в городе без проблем, необходимо решить несколько ключевых вопросов. Во-первых, автомобиль должен уметь идеально различать препятствия и преодолевать их. Во-вторых, он должен четко представлять себе карту города, по которому движется. В-третьих, система должна уметь действовать по ситуации, например, если что-то идет не так, как изначально запланировано. Наконец, в-четвертых, системы управления автомобилем должны избегать создания проблем другим участникам движения.
<b>Несмотря на все эти сложности</b>,<b> </b>специалисты полагают, что через несколько лет появятся первые образцы роботизированных автомобилей, способных двигаться в городе, а к 2030 году эту технологию возьмут на вооружение автопроизводители.
<b>На сегодня в создании роботизированного Passat </b>(получившего название Junior) приняли участие не только специалисты университета, но и инженеры Volkswagen – они разработали специальные тормоза и акселераторы.
<b>В ближайшее время в Стэнфорде планируют </b>закончить создание уникальной системы сенсоров, которыми будет снабжен автомобиль. Они позволят машине "смотреть" на все 360 градусов. Также авторы проекта говорят, что нынешняя разработка по своей вычислительной мощности в 4 раза мощнее "Туарега", созданного в 2005 году.
<b>Первые тестовые образцы </b>в университете планируют создать к ноябрю нынешнего года. В DARPA же планируют провести соревнования между "городскими" автомобилями в самом конце 2007 года. Самый быстрый авто получит приз $2 млн, а его создатели – грант на дальнейшие разработки.
<b>Помимо научного или сугубо спортивного</b>, гонки Grand Challenge вызывают и серьезный практический интерес. Обучив автомобиль самостоятельной безопасной езде, ученые и инженеры окажут неоценимую услугу всему человечеству. Уже сегодня на автомобильные аварии приходится 44% всех фактов случайной гибели людей, причем значительная доля ДТП происходит из-за элементарных ошибок или невнимательности водителей. А к 2020 году, по некоторым прогнозам, ЧП на дорогах выйдут на третье место в списке злейших врагов рода людского, оставив позади преступность и войны.
<b>Эту угрозу можно предотвратить</b>, наделив автомобиль способностью с помощью того же компьютерного зрения неусыпно контролировать действия как других участников дорожного движения, так и собственные, вовремя вспоминая о необходимости соблюдать скорость и ряд. Иными словами, в ходе гонок Grand Challenge испытываются методики, способные спасти жизнь и здоровье тысяч и тысяч людей.</index>