Михаил Мартьянов: цензуры как таковой нет

Наиболее востребованы почтовые рассылки, которые помогают в карьерном росте. Об этом, о конкуренции с блогами, цензуре рассылок и источниках дохода рассказал в интервью dp.ru генеральный директор Subscribe.Ru Михаил Мартьянов.

<b>DP.RU:</b> Вы можете описать "среднестатистического" подписчика Subscribe.Ru?
<b>М. М.:</b> Среднестатистический подписчик Subscribe.Ru высок, строен, образован и остроумен. А если серьезно, то его портрет идентичен портрету среднестатистического пользователя рунета. Он имеет высшее образование, специалист или руководитель среднего звена в самых разных отраслях, ведет активный образ жизни.
<b>DP.RU:</b> Какие рассылки сейчас наиболее популярны? И чем, на ваш взгляд, определяется высокий спрос на них?
<b>М. М.:</b> Правильнее будет говорить не о конкретных рассылках, а о темах. Подписываясь на рассылку, каждый человек хочет удовлетворить свою жажду знаний в той или иной области. Наиболее востребованные темы – те, что помогают в карьерном росте (менеджмент, психология, иностранные языки) или в личной жизни (домашнее хозяйство, кулинария, воспитание детей, уход за домашними животными).
<b>DP.RU:</b> Приходится ли как-то "поощрять" авторов самых популярных рассылок?
<b>М. М.:</b> Сервис Subscribe.Ru устроен таким образом, что популярность той или иной рассылки регулируется самими подписчиками – они подписываются на наиболее качественные и оригинальные издания. Наша служба поддержки оказывает равное внимание всем авторам.
<b>DP.RU:</b> Рассылки служили и для того, чтобы поделиться своими личными наблюдениями. Сейчас эту функцию во многом выполняют блоги. Существует ли в действительности конкуренция между рассылками и сетевыми журналами?
<b>М. М.:</b> Рассылка – это чаще всего общение одного человека (как частного лица или как представителя компании) с многими подписчиками. Блог устроен так, что в нем важна реакция всех участников обсуждения того или другого вопроса. Всегда будет спрос и на ту и на другую форму общения (или – информационного обмена). С этой точки зрения рассылки и блоги не конкурируют. У нас есть рассылки, построенные на общении автора с подписчиками (в каждом выпуске автор отвечает на вопросы). Такие рассылки функционально можно частично заменить блогом, однако в любом случае останется еще одно – главное, отличие. Выпуск рассылки приходит по электронной почте, чтобы получить его, подписчик не должен предпринимать никаких действий. Узнать же об обновлениях в блоге можно либо зайдя на сайт блога, либо установив на своем компьютере специальное программное обеспечение для чтения RSS-потока. В конечном итоге каждый выбирает более удобную ему технологию, и во многих случаях альтернативы электронной почтовой рассылке нет.
<b>DP.RU:</b> Кто-то проверяет содержание рассылок на предмет законности их содержания? То есть – существует ли какая-то цензура?
<b>М. М.:</b> Цензуры как таковой нет, то есть каждый выпуск каждой рассылки не проверяется – это невозможно физически: в месяц таких выпусков по всему Subscribe.Ru бывает более 100 тыс. Рассылки у нас разбиты на несколько уровней. В верхние уровни, отображаемые в основном каталоге, могут попасть только рассылки, прошедшие контроль нашей службы поддержки, в ходе которого проверяется, в том числе, и соответствие материалов конституции и законам РФ. В нижнем уровне (так называемые "Бронзовые рассылки") теоретически могут оказаться рассылки с "неправильным" содержанием, но и его периодически просматривают наши специалисты и удаляют такие издания.
<b>DP.RU:</b> Почему вы решили заняться именно рассылками?
<b>М. М.:</b> Наверное, потому что в один прекрасный момент поверил в перспективность и общественную значимость именно этого сервиса.
<b>DP.RU:</b> Каков основной источник доходов Subscribe.Ru?
<b>М. М.:</b> Основной доход мы получаем от продажи рекламных площадей в письмах с выпусками рассылок. Таких писем в месяц мы отправляем более 170 млн – это очень большой и качественный рекламный ресурс. У нас есть и другие источники дохода, например сервис подписки на электронные версии бумажных газет и журналов, сервис проведения опросов интернет-аудитории.
<b>DP.RU:</b> Вы можете прояснить ситуацию с нынешними владельцами Subscribe.Ru? Был ряд сообщений о смене акционеров, но точная информация так и не поступила...
<b>М. М.:</b> Мы выпустили пресс-релиз о смене состава акционеров. Вообще говоря, это событие – вполне рядовое и запланированное. В 2001 году нашими партнерами стали два венчурных фонда, которые настолько поверили в наш бизнес и в команду Subscribe.Ru, что инвестировали в компанию деньги. Любой венчурный фонд по определению вкладывает в предприятие средства для того, чтобы с прибылью продать свою долю, когда стоимость компании заметно возрастет. Надо сказать, что далеко не всегда это получается, потому такой тип инвестиций и называется "венчурные" (от английского слова venture – "рискованное предприятие"). В нашем случае, к большому удовольствию инвесторов, все произошло в соответствии с ожиданиями. Венчурные фонды вышли из компании, выгодно продав свои доли, а на смену им пришел новый инвестор – фонд Digital Sky Technologies, который посчитал экономически эффективным стать акционером прибыльной быстрорастущей компании.
<b>DP.RU:</b> Кого вы считаете основным конкурентом Subscribe.Ru и как строите с ними свои отношения?
<b>М. М.:</b> На рекламном рынке наши конкуренты – все компании, претендующие на решение тех или иных рекламных задач клиентов. Это и пресса, и телевидение, и радио, и интернет-ресурсы. Мы в своей деятельности учитываем их возможности и стараемся выглядеть как минимум не хуже. Если говорить о более узком сегменте интернет-рекламы, то здесь мы – одни из лидеров, и с конкурентами – крупнейшими площадками рунета – довольно тесно взаимодействуем. В Subscribe.Ru работает агентство, которое продает не только наши ресурсы, но и ресурсы других площадок – наших конкурентов.
Мы считаем главным оружием в конкурентной борьбе умение качественно решать задачи клиентов. Если для этого придется поделиться доходами с другими участниками рынка, в том числе и с конкурентами, ничто нам не помешает так поступить. Кроме того, с руководителями крупнейших интернет-ресурсов мы время от времени общаемся, чтобы обменяться мнениями, выработать пути решения общих рыночных проблем. И, конечно, мы все время развиваем свои сервисы, стараясь оказаться впереди конкурентов, а они, в свою очередь, стремятся опередить нас. По-моему, всем от этого только лучше.
<b>DP.RU:</b> Планируете ли вы открывать новые интернет-проекты?
М. М.: Главный наш проект – это доставка информации подписчикам. В этом сервисе еще многое можно сделать, и мы каждый год открываем новые направления. В нынешнем году также произойдет не одно заметное улучшение сервиса и появятся новые возможности как для подписчиков, так и для клиентов и партнеров.
<b>DP.RU:</b> Вы сами "ведете" какую-нибудь рассылку?
<b>М. М.:</b> Нет. Моя задача – сделать так, чтобы миллионам подписчиков было удобно работать с информацией, а тысячам авторов – комфортно общаться с подписчиками. На собственную рассылку времени и сил не хватает.