Русские льды первым пробивал "Ермак"

Ледокольный флот был заложен в 1898 году

СПб. Первые реальные шаги к созданию ледокольного флота России были предприняты в 1896 г., когда решили построить первый ледокол для освоения Арктики.
Идея создания российского ледокола "Ермак", названного так в честь знаменитого атамана Ермака Тимофеевича, зародилась у вице-адмирала С.?О. Макарова во время первой встречи с норвежским исследователем Арктики Фритьофом Нансеном после его возвращения из путешествия по Гренландии и подготовки к морскому походу к Северному полюсу. Этот поход Нансен решил совершить на норвежском полярном судне "Фрам". По расчетам Макарова, Нансен не смог бы дойти до Северного полюса, поэтому был нужен ледокол. В 1896 г. Степану Макарову было поручено проектирование российского ледокола при участии Д.И. Менделеева в английской фирме Амстронга и его постройка в Ньюкасле (Англия). Осенью 1898 г. газеты сообщали о спуске на воду ледокола "Ермак". Проводка грузовых судов в Петербург в зимних условиях, по мнению адмирала Макарова, была вполне реальной, при помощи построенного ледокола было возможно соединение столицы с устьями сибирских рек, таких как Обь и Енисей. Это дало огромные экономические выгоды для России. На приемных испытаниях "Ермак" развил скорость на ходу под всеми машинами - 15,9 узла.
Ледокол прибыл в Петербург 3 апреля 1899 г. Он имел водоизмещение 8730 т, длину корпуса 97,5 м и ширину 21,6 м. Это был первый в мире пароход, способный форсировать тяжелые льды и обеспечивать безопасность провода судов. Благодаря ему удалось продлить навигацию для Ревеля (сейчас Таллин) и Риги на несколько недель. Но не только торговым судам оказывал помощь "Ермак". Его услугами неоднократно пользовался военный флот, например при спасении броненосца "Генерал-адмирал Апраксин". Ледокол неоднократно проводил корабли в ледовых условиях от Гогланда до Кронштадта и многократно доставлял специалистов гидрографического управления на маяки.
Новое время
"Ермак" участвовал в ледовом переходе Балтийского флота в 1918 г. из Ревеля в Кронштадт. С 1930-х гг. ледокол проводил большую работу в различных районах Северного Ледовитого океана. В 1938 г. участвовал в снятии с льдины экипажа станции "Северный полюс" во главе с И.Д. Папаниным. Во время Отечественной войны ледокол "Ермак" обеспечивал плавание судов и участвовал в боевых операциях на Балтийском море.
Окончил свой трудовой путь ледокол "Ермак" в 1963 г., когда был выведен из эксплуатации, а на его место пришли новые мощные ледокольные суда, способные преодолевать ледяные покровы в Арктике и Антарктике.
За первые 12 лет плавания "Ермак" провел по льдам Финского залива свыше 1000 судов.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.