00:0012 февраля 200700:00
61просмотров
00:0012 февраля 2007
Ледокольный флот был заложен в 1898 году
СПб. Первые реальные шаги к созданию ледокольного флота России были
предприняты в 1896 г., когда решили построить первый ледокол для освоения
Арктики.
Идея создания российского ледокола "Ермак", названного так в
честь знаменитого атамана Ермака Тимофеевича, зародилась у вице-адмирала С.?О.
Макарова во время первой встречи с норвежским исследователем Арктики Фритьофом
Нансеном после его возвращения из путешествия по Гренландии и подготовки к
морскому походу к Северному полюсу. Этот поход Нансен решил совершить на
норвежском полярном судне "Фрам". По расчетам Макарова, Нансен не смог бы дойти
до Северного полюса, поэтому был нужен ледокол. В 1896 г. Степану Макарову было
поручено проектирование российского ледокола при участии Д.И. Менделеева в
английской фирме Амстронга и его постройка в Ньюкасле (Англия). Осенью 1898 г.
газеты сообщали о спуске на воду ледокола "Ермак". Проводка грузовых судов в
Петербург в зимних условиях, по мнению адмирала Макарова, была вполне реальной,
при помощи построенного ледокола было возможно соединение столицы с устьями
сибирских рек, таких как Обь и Енисей. Это дало огромные экономические выгоды
для России. На приемных испытаниях "Ермак" развил скорость на ходу под всеми
машинами - 15,9 узла.
Ледокол прибыл в Петербург 3 апреля 1899 г. Он имел
водоизмещение 8730 т, длину корпуса 97,5 м и ширину 21,6 м. Это был первый в
мире пароход, способный форсировать тяжелые льды и обеспечивать безопасность
провода судов. Благодаря ему удалось продлить навигацию для Ревеля (сейчас
Таллин) и Риги на несколько недель. Но не только торговым судам оказывал помощь
"Ермак". Его услугами неоднократно пользовался военный флот, например при
спасении броненосца "Генерал-адмирал Апраксин". Ледокол неоднократно проводил
корабли в ледовых условиях от Гогланда до Кронштадта и многократно доставлял
специалистов гидрографического управления на маяки.
Новое
время
"Ермак" участвовал в ледовом переходе Балтийского флота в 1918 г.
из Ревеля в Кронштадт. С 1930-х гг. ледокол проводил большую работу в различных
районах Северного Ледовитого океана. В 1938 г. участвовал в снятии с льдины
экипажа станции "Северный полюс" во главе с И.Д. Папаниным. Во время
Отечественной войны ледокол "Ермак" обеспечивал плавание судов и участвовал в
боевых операциях на Балтийском море.
Окончил свой трудовой путь ледокол
"Ермак" в 1963 г., когда был выведен из эксплуатации, а на его место пришли
новые мощные ледокольные суда, способные преодолевать ледяные покровы в Арктике
и Антарктике.
За первые 12 лет плавания "Ермак" провел по льдам Финского
залива свыше 1000 судов.