ПРЕСС-РЕЛИЗ: Давление социальных расходов приведет к росту рисков

В своем специальном отчете Fitch Ratings отмечает, что продолжающаяся в РФ реформа социальной сферы приводит к снижению гибкости региональных бюджетов ввиду роста социальных расходов и к сокращению столь необходимых капитальных расходов.

Социальные расходы российских регионов увеличились с 31% общих бюджетных расходов в 2003 году до 41% в первом полугодии 2006 года. При этом аналогичные расходы федерального бюджета постепенно снизились с 26% до 22%, а соответствующие расходы местных органов власти сократились с 43% до 37%. Доля социальных расходов в консолидированных региональных бюджетах увеличилась с 43,9% в 2003 году до 58,7% в первом полугодии 2006 года, в то время как расходы на экономическое развитие сократились с 41,2% до 27,9%, что было обусловлено, прежде всего, сокращением дорожного строительства в связи с отменой целевых налогов на пользователей автодорог и владельцев транспортных средств.
«Сокращение социальных расходов не только является непопулярной у населения мерой, но и напрямую запрещено действующим законодательством. В результате смещение расходов регионов в сторону социальных обязательств может уменьшить финансовую гибкость их бюджетов», – отметил Андрей Пискунов, младший директор в аналитической группе Fitch по международным региональным финансам.
Повышение социальных расходов также ограничит возможности региональных властей по осуществлению капитальных расходов и заставит их прибегать к долговому финансированию объемных и срочных инвестиций, которые необходимы для модернизации изношенной инфраструктуры. Однако снижение гибкости бюджета может уменьшить реальные возможности властей по привлечению долгового финансирования, поэтому все более значимыми рейтинговыми факторами становятся бюджетная дисциплина и качество управления. Ухудшение кредитоспособности может произойти в тех регионах, где жесткая структура бюджета и изношенная инфраструктура сочетаются с отсутствием четкой стратегии развития и активной политики привлечения заимствований для ее реализации.
Институциональные факторы играли второстепенную роль при присвоении кредитных рейтингов российским регионам из-за высоких темпов роста доходов и денежных средств, которые обеспечивали защиту кредиторов. Однако усиление давления со стороны социальных расходов постепенно приведет к сокращению такой защиты, что сделает качество управления одним из определяющих факторов для кредитных рейтингов субъектов РФ.
Согласно реформе системы социального обеспечения, произошло перераспределение расходных обязательств между органами власти различных уровней, что привело к смещению расходного бремени на бюджеты российских регионов. Реформа также нацелена на повышение эффективности и качества бюджетных услуг за счет смещения фокуса на производство общественно значимых товаров и на предоставление бюджетных услуг, а не поддержание существующих объектов социальной инфраструктуры, таких как школы, больницы, дома престарелых и детские дома.
Российские муниципальные образования и регионы, рейтингуемые Fitch: Москва («BBB+»/«Стабильный»), Санкт-Петербург («BBB-» (BBB минус)/«Позитивный»), Республика Татарстан («BB»/«Стабильный»), Липецкая область («BB-» (BB минус)/«Стабильный»), Республика Коми («BB-» (BB минус)/«Позитивный»), Нижегородская область («B+»/«Стабильный»), Республика Саха («B+»/«Стабильный»), Республика Карелия («B+»/«Стабильный»), Рязанская область («B+»/«Стабильный»), Кировская область («B»/«Стабильный») и Ленинградская область («B»/«Стабильный»).
<b>Полная версия отчета &laquo;Социальные расходы российских регионов&raquo; (Russian Regional Social Spending Monitor) представлена на интернет-сайте агентства </b><a href="http://www.fitchratings.com/"><b>www.fitchratings.com</b></a><b> (см. русскую версию отчета на сайте </b><a href="http://www.fitchratings.ru/"><b>www.fitchratings.ru</b></a><b>). <br>Контакты: <br>Андрей Пискунов, Москва, тел.: +7 495 956 9901</b>